Какие земные новости услышали разные звезды?

В Международный день радио следует упомянуть, что сигналы наших радиостанций и телеканалов путешествуют по Вселенной. Вместе с ними в другие миры летят и новости о событиях на Земле. Это история о 10 звездах и 10 событиях, о которых там только что узнали.

На Сириусе недавно узнали Революцию Достоинства
На Сириусе недавно узнали о Революции достоинства. Источник: www.volynnews.com

1. α Центавра

α Центавра — ближайшая к Солнечной системе звезда. Однако даже к ней сигнал летит целых 4,38 года. Это означает, что одной из самых свежих новостей, которые на ней узнали, является решение Константинопольского Патриарха о выводе Украинской православной церкви из юрисдикции Московского патриархата.

α Центавра на звездном небе
α Центавра на звездном небе. Источник: www.sci.news

На самом деле α Центавра состоит из целых трех звезд — желтого и оранжевого компонентов А и B и красного карлика Проксимы Центавра. Последний фактически и является самой близкой к нам звездой, поскольку вращается вокруг главных компонентов по очень вытянутой орбите и сейчас находится на ее близком к Солнцу участке.

Именно вокруг Проксимы Центавра вращаются минимум две экзопланеты. Одна из них — достаточно прохладная суперземля. Скорее всего, она постоянно повернута к своей звезде одной стороной.

2. Сириус

α Большого Пса, или Сириус, — самая яркая звезда земного неба. Она находится на расстоянии менее 9 световых лет. Одно из самых главных земных событий, о которых только могли бы узнать живущие там разумные существа, — в Украине началась Революция достоинства.

Сириус и его спутник
Сириус и его спутник. Источник: Википедия

Правда, о том, что массовые протесты против узурпации власти Виктором Януковичем называются именно так, местные жители еще не знают. Преимущественно в земных новостях слышно название «Евромайдан».

Но местных жителей, которые могли бы оценить несокрушимость украинского духа, в окрестностях Сириуса нет. Эта двойная система состоит из двух горячих белых звезд. Главная из них в 26 раз ярче нашего Солнца и довольно молодая. Если бы даже у нее были планеты, разумная жизнь на них не успела бы развиться.

Вторая звезда представляет собой белый карлик. Когда-то она была гораздо больше, но со временем исчерпала свое термоядерное топливо, прошла стадию красного гиганта и стала такой, как мы ее видим.

3. Тау Кита

Около τ (тау) Кита, одной из самых близких к нам солнцеподобных звезд, с нетерпением ждут выхода последнего фильма о Гарри Поттере. Или только его посмотрели и обсуждают — в зависимости от того, насколько точно мы оценили расстояние до этой звездной системы.

Фильм «Гарри Поттер и Дары смерти»

Конечно, этот фильм вышел в 2011 году и у нас уже стал историей. Но Кита находится на расстоянии 11,8 световых лет от нас и, согласно законам реальной, а не магической физики, информация не могла попасть туда раньше.

Кстати, в отличие от Сириуса, в окрестностях Кита действительно могут обитать разумные существа. В настоящее время ученые твердо уверены в существовании у нее минимум четырех планет, две из которых могут находиться в зоне обитаемости. Точнее, сначала было открыто целых семь планет, но существование трех из них впоследствии подверглось сомнению. Зато астрономы предполагают, что между двумя планетами в зоне жизни может притаиться еще и третья.

4. Звезда ван Маанена

Заря ван Маанена — самый близкий к нам «отдельный» белый карлик: от Солнца ее отделяет 14 световых лет. К ней с Земли только что поступил сигнал о том, что Барак Обама стал 44-м президентом США. Трудно сказать, как бы отреагировали на это известие местные жители, тем более, что их там, скорее всего, нет.

Инаугурация Барака Обамы
Инаугурация Барака Обамы. Источник: Википедия

Звезда названа в честь американского астронома Адриана ван Маанена, который в 1917 году заметил ее значительное движение на небе. Ее масса достигает 67% массы Солнца, но размер при этом сравним с Землей.

Как и все белые карлики, звезда ван Маанена представляет собой ядро красного гиганта, когда-то исчерпавшего весь запас термоядерного топлива и сбросившего с себя внешние оболочки. Оно обладает очень высокой плотностью: чайная ложка его вещества весит много тонн.

Звезда ван Маанена находится в состоянии белого карлика уже почти 4 млрд лет. Все это время она медленно остывает и сейчас имеет температуру всего 4000 K. Несмотря на относительно небольшое расстояние, невооруженным глазом ее не видно.

5. Gliese 581

До красного карлика Gliese 581, находящегося на расстоянии 20,4 световых лет, недавно донеслось известие о скниловской трагедии. В июле 2002 года самолет Су-27 во время авиашоу возле Львова упал на зрителей. Тогда погибли 77 человек и еще 250 получили ранения.

Красные карлики, к которым относится Gliese 581, является самым распространенным во Вселенной типом звезд. В окрестностях Солнечной системы такими являются 75% всех светил. Но светимость этих объектов настолько мала, что разглядеть их на небе невооруженным глазом практически невозможно.

Система Gliese 581 по сравнению с солнечной
Система Gliese 581 по сравнению с Солнечной. Источник: NASA

Gliese 581 известна прежде всего тем, что именно возле нее была впервые открыта землеподобная планета в зоне обитаемости. С тех пор миры в окрестностях этой звезды в созвездии Весов неоднократно открывали и признавали несуществующими.

Общепризнанными сейчас являются пять планет, одна из которых находится в зоне, пригодной для жизни. Gliese 581 — один из главных кандидатов на поиск инопланетных цивилизаций. Позже к ней даже отправили послание, которое все еще находится «в пути».

6. Вега

Звезде Вега (α Лиры) только что досталась новость о том, что развитые страны Земли будут совместно строить космическую станцию. Речь идет о соглашении, подписанном правительствами ЕС, США, россии, Японии и других стран в 1998 году. Ее результатом стало начало строительства орбитального комплекса, который тогда назывался «Альфа», а сейчас известен как Международная космическая станция.

Сравнение Веги с Солнцем
Сравнение Веги с Солнцем. Источник: Skyandtelescope.org

Самая яркая звезда созвездия Лиры расположена на расстоянии 25 световых лет. Неудивительно, что новости туда прибывают с таким опозданием. Вега — белая звезда главной последовательности, похожая на Сириус, только маленького белого карлика-спутника у нее нет.

Вега очень быстро вращается вокруг своей оси. Поэтому ее форма ощутимо отличается от шара: ее экваториальный радиус больше полярного, и она выглядит немного сжатой. Инфракрасные исследования показывают наличие у нее диска из обломков.

7. Арктур

Наиболее шокирующим известием, недавно доставшимся звезды α Волопаса, также известной как Арктур, является мощный взрыв, произошедший на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Тогда был полностью разрушен 4-й энергоблок и в окружающую среду попало значительное количество радиоактивных материалов, а город Припять пришлось покинуть всем жителям.

Какие новости услышали на разных звездах

При расстоянии 36,7 световых лет Арктур является одним из ближайших к нам гигантов. Правда, его следует считать не красным, а оранжевым, поскольку он относится к классу K. Он примерно на треть тяжелее нашего светила, но его радиус больше солнечного в 25 раз, а светимость — в 110.

Арктур — первая звезда, у которой было открыто собственное движение, то есть постепенное изменение положения в отношении «соседей» по небесной сфере. Сейчас известно, что он является частью звездного потока — группы объектов с очень похожими векторами скорости, которые были частью карликовой галактики, поглощенной Млечным Путем.

8. Альдебаран

А вот разумные существа, обитающие вблизи другого красного гиганта — Альдебарана — могли бы быть настроены относительно научных перспектив человечества значительно оптимистичнее. Несколько месяцев назад этой звезды достиг пульсирующий сигнал первого искусственного спутника, построенного Сергеем Королевым, после чего уже успела прийти новость, что и США запустили свой первый сателлит под названием Explorer 1.

Альдебаран, или же α Тельца, находится на расстоянии 65 световых лет. На самом деле, это не одна звезда, а целая сложная система. Главный компонент представляет собой красный гигант, масса которого на 16% больше солнечной, но по размеру он превышает наше светило в 45 раз.

Газовый гигант, вращающийся вокруг Альдебарана

Вокруг звезды вращается газовый гигант примерно в шесть раз массивнее Юпитера. Он делает один оборот за 628 суток, то есть почти за два земных года. Также вокруг красного гиганта расположены пять тусклых звезд. Последние исследования показывают, что они физически не связаны с ним и только один красный карлик может оказаться спутником, вращающимся вокруг звезды на расстоянии в несколько сотен астрономических единиц.

9. Регул

Регул, или α Льва, — одна из ближайших к нам голубых звезд. Расстояние до нее составляет 79,3 световых лет, поэтому сейчас радиоволны доносят сюда известия о ходе Второй мировой войны. Одной из последних сюда пришла новость о том, что союзные войска высадились на Сицилии.

Союзные войска высаживаются на Сицилию
Союзные войска высаживаются на Сицилии. Источник: Википедия

Молодой голубой субгигант, которым является Регул, имеет температуру внешних слоев вдвое выше, чем у нашего Солнца. К тому же эта звезда примерно в 3,5 раза массивнее той, вокруг которой вращается Земля, а ее светимость вообще превосходит солнечную в 350 раз.

В дополнение Регул — не единственная звезда системы. Вокруг него на расстоянии 4200 а. е. вращается пара спутников. Это красный и оранжевый карлики, которые, в свою очередь, вращаются вокруг общего центра масс и разделены расстоянием в 100 а. е.

10. Алголь

А вот в системе Алголь, также известной как Персея, о начале Второй мировой еще не слышали. Она удалена от нас на 93 световых года, так что радиоволны все еще доносят сюда сообщения о том, что Индия является колонией Великобритании. Одной из последних новостей, которую здесь могли бы получить, является то, что Махатма Ганди начал кампанию мирного неповиновения против колониализма.

Система Алголь
Система Алголь. Источник: www.nbcnews.com

Алголь издавна известен как звезда, которая раз в несколько суток в несколько раз ненадолго уменьшает свою яркость. Это вызывало у людей нехорошие ассоциации, и даже само арабское название «эл-гуль» означает «злой дух».

Причину сменности люди поняли гораздо позже. Два компонента системы Алголь представляют собой яркую звезду главной последовательности и значительно более тусклый субгигант, из которого на первый из светил перетекает вещество. В системе присутствует также третий компонент — белая звезда, которая обращается вокруг первых двух примерно за два года.