Как человечество пережило приближение другой звезды

Популярные страшилки часто изображают ситуацию, когда к Солнцу приближается другая звезда и в этот момент происходит что-то ужасное: град комет, нашествие пришельцев или какие-то гравитационные аномалии. Однако человечество уже когда-то переживало такую ситуацию. Речь идет о Звезде Шольца, которая 70–80 тыс. лет назад прошла сквозь Облако Оорта.

Що буде при близькому проходженні зорі?
Что будет при близком прохождении звезды?

Удивительное открытие

Космические фильмы-катастрофы часто начинаются с того, что какой-то ученый видит какое-то пятнышко на небе и после сложных расчетов делает вывод, что к нам что-то летит. Именно оно и становится источником всех бед.

В 2013 году очень похожая история произошла с немецким астрономом Ральфом-Дитером Шольцем. Он работал над изображениями, полученными космическим телескопом WISE. Эта орбитальная обсерватория известна тем, что с высокой точностью осмотрела все небо в инфракрасном диапазоне и открыла множество объектов рядом с нами, которых мы раньше не замечали, в частности — третью по удаленности от нас систему Luhman 16.

Однако большинство всех этих красных и коричневых карликов имеют одну особенность — большое собственное движение. В течение года они ощутимо сдвигаются на фоне более далеких звезд. Это вызвано тем, что на самом деле все тела во Млечном Пути вращаются вокруг его центра с разными скоростями, а те из них, которые мы видим рядом, встретились нам на достаточно короткий промежуток времени по сравнению с возрастом нашей звездной системы.

Ральф-Дитер Шольц
Ральф-Дитер Шольц. Источник: www.deutschlandfunkkultur.de

Однако Шольц нашел нечто действительно необычное. Красный карлик WISE 0720-0846, расстояние до которого составляет всего 20 световых лет, практически не имел собственного движения. Это могло означать одно из двух: он либо удаляется от нас по прямой траектории, либо движется точно навстречу. Во втором случае это бы означало, что в будущем он может пройти совсем рядом, а то и столкнуться с Солнцем.

Правда, достаточно быстро анализ доплеровского сдвига спектра карлика показал, что он все-таки от нас удаляется, то есть катастрофы в будущем не произойдет. Поэтому верным было первое предположение: эта маленькая красная звезда прошла очень близко от нас когда-то в не очень далеком прошлом.

Встреча с красным карликом

В 2015 году астрономы завершили подсчеты и заявили, что красный карлик, который в честь первооткрывателя назвали Звездой Шольца, около 70 тыс. лет назад прошел на расстоянии всего 52 тыс. а.е. от Солнечной системы. На Земле тогда царил палеолит, а крошечный карлик даже при максимальном приближении для наземных наблюдателей вряд ли имел блеск выше 10-й звездной величины. То есть невооруженным глазом увидеть его точно было невозможно.

Движение Звезды Шольца сквозь Облако Оорта
Движение Звезды Шольца сквозь Облако Оорта. Источник: www.popularmechanics.com

Однако этот визит мог оставить другие свидетельства. Изменить орбиты планет своей гравитацией крошечной звезде не удалось бы, но расстояние в 0,82 светового года, на котором она, как считалось, пронеслась мимо нашей системы, — это уже Облако Оорта, то есть область пространства, заполненная многочисленными кометными ядрами. Теоретически это прохождение могло бы направить часть их в сторону Солнца, где они имели бы шанс столкнуться с Землей.

Впрочем, никаких следов этого так и не нашли. Правда, некоторые астрономы высказали мнение, будто кометы, на которые повлияла Звезда Шольца, перешли на такие долгопериодические орбиты, что мы их увидим через пару миллионов лет. Позже появились версии, что влияние прохождения коричневого карлика на Облако Оорта недооценили, но все они были перечеркнуты новой публикацией, которая появилась в 2019 году. В ней авторы дополнительно уточнили параметры движения Звезды Шольца и установили, что прохождение произошло около 80 тыс. лет назад на расстоянии 68 тыс. а.е., а это уже значительно больше одного светового года, и Облака Оорта эта звезда должна была коснуться еле-еле.

На что похожа Звезда Шольца

По уточненным данным, Звезда Шольца сейчас находится на расстоянии 22 световых лет от нас в созвездии Единорога. Это система, состоящая по крайней мере из двух тел. Главное из них — красный карлик класса М9, масса которого в 99 раз больше массы Юпитера, то есть составляет примерно 10% солнечной.

Звезда Шольца и ее компаньон
Звезда Шольца и ее компаньон. Источник: johncarlosbaez.wordpress.com

Ее спутник — коричневый карлик, масса которого в 66 раз превышает юпитерианскую, а температура поверхности составляет 1250 K. Это свидетельствует о том, что он уже успел остыть, а значит, система довольно немолодая — ее возраст составляет несколько миллиардов лет. Ее компоненты обращаются вокруг общего центра масс с периодом 8 лет.

Каких-то других небесных тел вблизи Звезды Шольца не замечено. Возможно, у нее есть планеты, но мы никаких признаков их присутствия не видим.

Насколько это уникальное событие?

На самом деле ничего уникального в таком близком прохождении звезды рядом с Солнцем нет. По оценкам астрономов, приближение другого светила на расстояние до светового года происходят в среднем раз в 100 тыс. лет. Это может показаться огромным промежутком времени, но с тех пор, как в Африке зародился род Homo, такие сближения должны были произойти десятки раз. И никаких следов того, что они как-то повлияли на орбиты планет или на частоту метеоритных ударов, не найдено.

Современное положение Глизе 710 на небе
Современное положение Глизе 710 на небе. Источник: Википедия

Более того, раз в миллионы и десятки миллионов лет должны происходить значительно более тесные сближения. Например, примерно через 1,3 млн лет в будущем на расстоянии всего 10 520 а.е. (1,6 трлн км) от Солнца должна пройти звезда Gliese 710. Сейчас она находится в 62 световых годах от нас. Это светило гораздо больше Звезды Шольца — его масса достигает 57% солнечной. Во время пролета оно может стать самой яркой звездой на небе. Однако значительного влияния на планетные орбиты этот пролет не окажет. Как он повлияет на облако Оорта — пока неизвестно, но, как уже упоминалось, следов того, что в прошлом подобные явления вызывали что-то ужасное, до сих пор не обнаружено.

Межзвездный перелет во время сближения

Еще один интересный вопрос касается того, можно ли использовать такие сближения для межзвездных путешествий. Здесь все зависит от того, насколько близко к нам подойдет другое светило и какую скорость может развить космический аппарат.

Например, если бы воображаемые инопланетяне на Звезде Шольца 80 тыс. лет назад имели технологии, сравнимые с нашими современными, они могли бы обеспечить скорость перелета около 20 км/с (это примерно соответствует аппаратам Voyager и New Horizons). Тогда путь до Земли они преодолели бы за 16 тыс. лет, то есть это все равно была бы сложная задача.

Межзвездный перелет может оказаться простым делом при сближении
Межзвездный перелет может оказаться простым делом при сближении. Источник: www.artstation.com

Но если их технологии были бы намного совершеннее наших и инопланетные космические корабли могли бы двигаться со скоростью хотя бы в один процент от световой, такое путешествие заняло бы всего 108 лет, что позволило бы автоматическим или пилотируемым кораблям совершить путешествие в оба конца.

А уже при достижении 10% от скорости света такой полет занял бы менее чем 11 лет, что позволило бы систематически изучать нашу планету в течение длительного времени. Хотя, опять-таки, никаких серьезных доказательств того, что к нам тогда кто-то прилетал, нет.

В будущем, когда к нам приблизится Gliese 710, условия ее посещения для нас будут намного лучше. Конечно, путешествие к ней с современными технологиями все еще будет занимать тысячи лет. Однако, если мы научимся летать хотя бы в сотню раз быстрее, этого будет достаточно, чтобы совершить полет туда и обратно всего за несколько десятилетий. Правда, согласно последним данным, планеты, которые могли бы нас заинтересовать, у этой звезды отсутствуют.