Juno уклонился от тени Юпитера

Космические технологии

В июле 2016 г. космический аппарат Juno успешно вышел на промежуточную орбиту вокруг Юпитера с периодом обращения 53,5 суток. План полета предусматривал, что после двух витков автоматический разведчик проведет коррекцию курса, которая должна была перевести его на финальную 14-дневную орбиту. На ней Juno остался бы до конца своей миссии.

Однако этот маневр так и не состоялся из-за проблем с клапанами, регулирующими подачу гелия в главный двигатель. После долгих размышлений инженеры миссии приняли решение отказаться от дальнейших попыток провести коррекцию курса. В результате «временная» 53-дневная орбита Juno стала постоянной.

С научной точки зрения между 53-дневной и 14-дневной орбитами нет особой разницы. Большую часть времени Juno находится в режиме ожидания, а основной массив данных он собирает в течение нескольких часов в окрестностях перийовия. Но то, что аппарат остался на 53-дневной орбите, породило неожиданную проблему: расчеты показали, что 3 ноября 2019 г. он на 12 часов войдет в тень, отбрасываемую гигантской планетой.

Дело в том, что Juno получает энергию от солнечных батарей и попросту не рассчитан на столь длительное пребывание в темноте. Скорее всего, аппарат не сумел бы пережить прохождение через тень газового гиганта. Поэтому сотрудники группы сопровождения миссии приняли решение провести маневр уклонения.

Коррекция курса состоялась 30 сентября. Поскольку Juno не мог включить главный двигатель, инженерам пришлось использовать небольшие двигатели системы ориентации. В общей сложности они проработали 10,5 часов, что необычайно много по меркам миссии. Истратив 73 кг топлива, зонд изменил свою скорость на 56 м/c. Этого оказалось достаточно, чтобы избежать попадания в тень.

Симулированный вид на Юпитер с борта Juno 3 ноября 2019 г. Источник: NASA/JPL-Caltech/SWRI

Согласно текущим планам, миссия Juno продлится до 31 июля 2021 г. После этого космический аппарат ждет судьба зонда Cassini — он будет сведен с орбиты вокруг газового гиганта и направлен в юпитерианскую атмосферу. Это необходимо, чтобы исключить даже ничтожно малую вероятность столкновения неуправляемого зонда с одним из ледяных спутников Юпитера.