Juno готовится к близкому пролету Ио

16 мая находящийся на орбите вокруг Юпитера космический аппарат Juno совершит наиболее близкий за время всей своей миссии пролет спутника Ио. Дистанция минимального сближения составит 35,5 тыс. км.

Ио. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS Image processing: Kevin M. Gill (CC BY)

Ио является наиболее вулканически активным миром Солнечной системы. На поверхности этого спутника находятся сотни действующих вулканов, которые непрерывно извергаются, видоизменяя его ландшафт. Протяженность их лавовых потоков может достигать сотен километров. Также на Ио существуют целые озера, заполненные расплавленной серой.

Причиной подобной активности являются приливные взаимодействия. Свой вклад вносит как гравитация Юпитера, так и его спутников Европы и Ганимеда. Она в буквальном смысле растягивает и сжимает спутник, из-за чего его недра находятся в состоянии лавового океана.

Ио. Красные точки обозначают очаги вулканической активности. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/ASI/INAF/JIRAM

Учитывая все вышесказанное, неудивительно, что ученые стараются использовать любые возможности, чтобы узнать побольше об Ио. И одна из них представится уже сегодня. В ходе предстоящего пролета Juno сфотографирует спутник, изучит его вулканы, а также то, как выбросы от постоянных вулканических извержений взаимодействуют с магнитосферой Юпитера и создают полярные сияния.

Предстоящий пролет станет прелюдией к даже более захватывающим событиям. В июле и октябре 2023 года Juno вновь наведается в гости к Ио. Эти пролеты изменят орбиту аппарата, еще больше приблизив его к Ио. Кульминацией станут два визита к спутнику в декабре 2023-го и феврале 2024 года, в ходе которых Juno пройдет на расстоянии всего в 1500 км от его расплавленной поверхности.

По материалам https://www.nasa.gov.