James Webb заглянул в звездные ясли созвездия Персея

Работающие с телескопом James Webb (JWST) астрономы порадовали всех любителей космоса очередным поразительным снимком. На нем запечатлена туманность NGC 1333.

Туманность NGC 1333 (снимок James Webb). Источник: ESA/Webb, NASA & CSA, A. Scholz, K. Muzic, A. Langeveld, R. Jayawardhana

Туманность NGC 1333 находится в молекулярном облаке Персея на расстоянии около 960 световых лет. В прошлом году ее сфотографировал телескоп Hubble. Однако он лишь «прошелся по поверхности». Дело в том, что этот регион заполнен большим количеством пыли, которая блокирует видимый свет. К счастью, JWST ведет наблюдения в инфракрасном диапазоне, что позволило астрономам заглянуть в самое сердце туманности.

По всему изображению можно увидеть большие пятна оранжевого цвета, которые соответствуют газу, светящемуся в инфракрасном диапазоне. Это так называемые объекты Хербига-Аро. Они  образуются, когда ионизированный материал, выброшенный новорожденными звездами в виде джетов, сталкивается с окружающими облаками газа. Это один из наиболее наглядных признаков процессов активного звездообразования.

Многие молодые звезды на фото JWST окружены дисками из газа и пыли, в которых со временем могут образоваться планетарные системы. В правой части снимка видна тень одного из таких дисков, ориентированного ребром вперед — два темных конуса, выходящих с противоположных сторон, на ярком фоне.

Превосходная чувствительность JWST также позволила астрономам запечатлеть молодые объекты с чрезвычайно низкой массой. Некоторые из самых слабых «звезд» на снимке на самом деле являются недавно родившимися одиночными коричневыми карликами с массой, сопоставимой с массой планет-гигантов.

Наше собственное Солнце родилось внутри похожего молекулярного облака примерно 4,6 миллиарда лет назад. Оно сформировалось не само по себе, а в составе скопления, которое, возможно, было даже более массивным, чем NGC 1333. Сфотографированный JWST звездный роддом, возраст которого составляет от 1 до 3 миллионов лет, дал астрономам заглянуть в прошлое и изучить, как формировалось звезды, подобные нашему Солнцу, а также коричневые карлики и свободно летящие планеты.

По материалам Esawebb