James Webb обнаружил самые одинокие квазары во Вселенной

Исследование Вселенной космическим телескопом James Webb недавно обнаружило необычные квазары — одни из самых ярких объектов в космосе, — которые существуют в полной изоляции, вдали от других галактик. Это противоречит представлениям, что квазары возникают только в густых регионах материи, где могут быстро расти. Исследование, опубликованное в журнале Astrophysical Journal, открывает новые горизонты для понимания происхождения квазаров и развития ранней Вселенной.

Ізольований квазар у глибокому космосі
Изолированный квазар в глубоком космосе, обведенный красным. Авторство изображения: команда EIGER

Квазары — это сверхмассивные черные дыры в центрах галактик, массивнее Солнца в миллионы раз. Они излучают мощную энергию благодаря материи, падающей на них или вращающейся вокруг. До сих пор считалось, что такие гигантские объекты могут появляться только там, где материи достаточно для их «питания».

Однако новые данные телескопа James Webb свидетельствуют, что некоторые квазары расположены в «пустых» зонах, что вызывает удивление у ученых. Анна-Кристина Эйлерс, физик из Массачусетского технологического института, которая возглавляла исследование, отмечает: «Эти квазары расположены далеко от наиболее плотных регионов ранней Вселенной. Трудно объяснить, как они смогли вырасти настолько большими без богатых запасов материи вокруг».

Как James Webb исследует самые старые объекты

Астрономы с помощью телескопа наблюдали квазары, сформировавшиеся всего через 600–700 млн лет после Большого взрыва. Для сравнения, наша Солнечная система появилась лишь через 8,5 млрд лет после этого события. James Webb, расположенный на расстоянии около миллиона миль от Земли, фиксирует свет отдаленных объектов так, как он выглядел миллиарды лет назад.

Враження художника від квазара
Художественный концепт квазара, который является чрезвычайно ярким ядром галактики, испускающим потоки энергии из центральной черной дыры. Авторство: NASA / ESA

«Впервые мы смогли увидеть окружение этих квазаров и понять, в каких условиях они развивались», — добавляет Эйлерс. Новый вопрос, который встает перед учеными: как черные дыры массой в миллиард солнечных смогли образоваться в столь ранней и «молодой» Вселенной?

Хотя космический телескоп способен смотреть сквозь облака пыли и газа, остается вероятность того, что эти изолированные квазары все же окружены скрытыми галактиками, которые до сих пор не удалось разглядеть. Для подтверждения этой гипотезы нужны дополнительные наблюдения.

Ранее мы сообщали о том, как рекордно удаленный квазар оказался удивительно нормальным.

Телескоп «Субару» сфотографировал уникальную галактику с полярным кольцом