James Webb увидел потрясающие детали эволюции звезд и галактик

Острые инфракрасные «глаза» James Webb показывают, как новорожденные светила формируют свое окружение, намекая на то, как звезды и галактики растут и эволюционируют вместе. На новых фотографиях космического телескопа заметны сложные детали, которые раньше невозможно было увидеть предыдущими обсерваториями. Фотографии были опубликованы в специальном февральском выпуске Astrophysical Journal Letters.

NGC 1365 имеет яркую полосу в ядре, соединяющую ее спиральные рукава. JWST обнаружил сияющую пыль в центре этой галактики, которая была затемнена при предыдущих наблюдениях. Фото: NASA/ESA/CSA/PHANGS

Перед запуском JWST в декабре 2021 года астроном из Аризонского Университета в Тусоне Дженис Ли и ее коллеги выбрали 19 галактик, которые, по их мнению, могли бы открыть новые подробности жизненных циклов звезд. Эти галактики находятся относительно близко, в пределах 65 млн световых лет от Млечного Пути, и все они имеют разные типы спиральных структур. Команда наблюдала за ними с помощью многих обсерваторий, но части галактик всегда выглядели плоскими и невыразительными.

NGC628
Галактика NGC628 «глазами» JWST раскрывает запутанную сеть пыли и газа, включая оболочки и похожие на пузырьки элементы, а также места активного образования звезд. Авторство: NASA/ESA/CSA/PHANGS

Но James Webb дал ученым возможность посмотреть на галактики совсем другим взглядом благодаря инфракрасному прибору MIRI. На новых изображениях заметны темные пустоты среди сияющих нитей газа и пыли. Сравнение с изображениями космического телескопа Hubble показывает, что пустоты являются пузырями, образованными из газа и пыли высокоэнергетическим излучением от новорожденных светил в их центрах. Затем, когда самая массивная из звезд достигает конца своей жизни и взрывается, этот газ выталкивается еще больше, образовывая новые звезды.

Сравнение этих процессов в разных типах спиральных галактик поможет астрономам лучше понять, как формы и свойства галактик влияют на жизненные циклы их звезд, а также как галактики растут и изменяются вместе со своими звездными жителями.

Ранее мы сообщали о том, что James Webb нашел молодую копию Млечного Пути.

По материалам ScienceNews.