James Webb исследовал структуру соседних галактик

Благодаря телескопу James Webb (JWST), астрономы получили возможность изучить внутреннюю структуру  соседних галактик с беспрецедентным разрешением. Последующий анализ данных привел к публикации 21 статьи, которые дают новое представление о том,  как процессы звездообразования влияют на галактическую эволюцию.

Галактика NGC 1433 (фото James Webb). Источник: NASA, ESA, CSA, and J. Lee (NOIRLab). Image processing: A. Pagan (STScI)

Наблюдения были выполнены в ходе исследовательской программы PHANGS, целью которой является изучение 19 ближайших спиральных галактик. В первые месяцы своей работы JWST сфотографировал пять из них. Речь идет о галактиках — M74, NGC 7496, IC 5332, NGC 1365, и NGC 1433.

Сделанные JWST снимки в среднем инфракрасном диапазоне, позволили выявить сеть высокоструктурированных элементов — состоящих из пыли светящихся полостей и огромных газовых пузырей, выстилающих спиральные рукава. Она образована в результате активности молодых звезд, которые «выдувают» газ и пыль из своих окрестностей. В некоторых участках галактик эти полости и пузыри перекрывают друг друга.

Галактика NGC 7496 (фото James Webb). Источник: NASA, ESA, CSA, and J. Lee (NOIRLab). Image processing: A. Pagan (STScI)

По словам астрономов, до появления JWST сеть ускользала от их внимания. На снимках того же Hubble эти области были полностью затемнены. Но благодаря своей возможности делать снимки в ближнем и особенно среднем инфракрасном диапазоне, JWST способен проникать через пылевую завесу. Его фото демонстрируют, как межзвездная пыль поглощает свет от новорожденных звезд. Затем она излучает его обратно в инфракрасном диапазоне, подсвечивая сложную газопылевую структуру.

Галактика NGC 1365 (фото James Webb). Источник: NASA, ESA, CSA, and J. Lee (NOIRLab). Image processing: A. Pagan (STScI)

Также стоит отметить, что определенные длины волн, на которых способен вести наблюдения JWST (например 7,7 и 11,3 мкм) чувствительны к излучению полициклических ароматических углеводородов. Они играют решающую роль в формировании звезд и планет. Эти молекулы были обнаружены JWST в ходе своих первых наблюдений по программе PHANGS.

Ранее мы рассказывали о том, как James Webb изучил галактическое скопление Пандоры.

По материалам https://esawebb.org