Искусственный интеллект нашел признаки углерода вблизи квазара

Китайские исследователи применили систему искусственного интеллекта, чтобы отыскать в спектрах квазаров чрезвычайно слабые линии поглощения. Они смогли определить присутствие нейтрального углерода в очень отдаленных галактиках. Он является признаком того, что даже в начале своей истории галактики переживали интенсивные эволюционные процессы.

Искусственный интеллект нашел слабые линии углерода в спектре квазаров
Искусственный интеллект нашел слабые линии углерода в спектре квазаров. Источник: Yi Yuechen

Искусственный интеллект нашел признаки углерода

Недавно международная группа ученых под руководством специалистов из Шанхайской астрономической обсерватории Китайской академии наук осуществила поиск редких слабых сигналов в спектрах квазаров. Для этого они использовали последние опубликованные данные по Слоановскому цифровому обзору неба.

Особенностью новой работы стало использование в ней искусственного интеллекта. Ученых интересовали линии поглощения нейтрального углерода. Их присутствие является отличным индикатором того, что в галактике происходят интенсивные эволюционные процессы. Старые звезды умирают, а новые рождаются.

Проблема в том, что эти линии поглощения являются чрезвычайно редкими и их трудно идентифицировать. Впервые их нашли только в 2015 году и с тех пор они были обнаружены только в 66 галактиках. И именно на этом этапе к делу подключили искусственный интеллект.

О чем свидетельствуют линии поглощения

Исследователи натренировали нейросеть на поиск невероятно слабых признаков линий поглощения нейтрального углерода и применили ее к данным цифрового обзора. И она сразу же нашла 107 новых случаев.

При этом интересно, что звездные системы, в которых их обнаружили, мы видим такими, какими они были только через 300 млн лет после того, как образовалась Вселенная. Галактики, в которых их обнаружили, занимают промежуточное положение между небольшими звездными системами, похожими на Магеллановы облака, и массивными, напоминающими Млечный Путь.

Наличие в них углерода свидетельствует, что в этих галактиках происходит активная эволюция. И это неожиданно хорошо соотносится с результатами совсем другого исследования. Недавно James Webb нашел алмазную пыль в таких же отдаленных галактиках. Все это ставит под сомнение принятые модели развития Вселенной.