«Ирисовые» галактики образовали мост из звездообразующего материала

Работающие на телескопе Gemini North астрономы, опубликовали новое эффектное изображение дальнего космоса. Оно демонстрирует пару столкнувшихся галактик UGC 12914 и UGC 12915.

Галактики UGC 12914 и UGC 12915. Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA

UGC 12914 и UGC 12915 расположены на расстоянии 180 млн световых лет от Млечного Пути по направлению к созвездию Пегаса. Их также неофициально называют «ирисовыми» галактиками. UGC 12914 и UGC 12915 обязаны своему необычному виду, столкновению, которое произошло примерно 25 млн лет назад. Космическое ДТП не только исказило первоначальные формы галактик, но и привело к тому, что они обзавелись мостом, состоящим из вырванного из них газа.

Столкновения галактик могут происходить по множеству различных сценариев. Зачастую в них участвует более крупная галактика и ее меньший по размеру компаньон. Например, галактика-спутник может притянуть один из спиральных рукавов своего соседа. Или же наоборот, более крупная галактика может исказить структуру своего компаньона. Столкновение также может привести к полному слиянию, если ни у одного из его участников нет достаточного импульса, чтобы продолжить движение.

Все эти сценарии объединяет то, что звездный  материал из обеих галактик смешивается, посредством постепенного объединения и перераспределения газа. Он уплотняется, что провоцирует вспышку звездообразования.

Однако лобовое столкновение больше похоже на переливание жидкости из двух разных чашек в общую миску. UGC 12914 и UGC 12915 столкнулись именно по этому сценарию. Когда галактики разошлись, из них вытянулись потоки высокоскоростного газа, образовавшего сфотографированный Gemini North мост. Его турбулентность препятствует уплотнению газа, что необходимо для начала образования новых звезд.

Ранее мы рассказывали о том, как Hubble сфотографировал галактику с активным ядром.

По материалам https://noirlab.edu