Hubble изучил «Бетельгейзе на стероидах»

В журнале The Astronomical Journal была опубликована статья, посвященная результатам изучения звезды VY Большого Пса — красного сверхгиганта, который еще несколько веков назад можно было увидеть на небе невооруженный глазом. С тех пор блеск этой звезды упал в 6 раз и теперь ее можно наблюдать лишь в телескопы.

VY Большого Пса в представлении художника. Источник: NASA, ESA, and R. Humphreys (University of Minnesota), and J. Olmsted (STScI)

VY Большого Пса находится на расстоянии около 4 тыс. световых лет. Она в 17 раз массивнее и в 1420 раз больше Солнца. Если поместить это светило в центр Солнечной системы, то его граница прошла бы между орбитами Юпитера и Сатурна.

Коллаж из сделанных телескопом Hubble фотографий звезды VY Большого Пса и ее концептов. Источник: NASA, ESA, and R. Humphreys (University of Minnesota), and J. Olmsted (STScI)

Используя телескоп Hubble, ученые провели комплексное исследование VY Большого Пса. Оказалось, что умирающее светило окружено относительно компактными скоплениями материи. Исходя из расстояния до него, астрономы вычислили, что эти сгустки были извергнуты им примерно 100-200 лет назад. Кроме того, VY Большого Пса окружена огромным пылевым облаком размером около 1,6 трлн км. Его вещество блокирует излучаемый звездой свет, из-за чего ее яркость заметно снижается. Нечто похожее (но в намного меньшем масштабе) наблюдалось в конце 2019 — начале 2020 года с другим красным сверхгигантом Бетельгейзе, блеск которого вначале снизился примерно втрое, а затем вновь вернулся к привычным значениям.

Если продолжить сравнение двух сверхгигантов, то стоит сказать, что VY Большого Пса заметно активнее, благодаря чему астрономы даже прозвали ее «Бетельгейзе на стероидах». Она выбрасывает в космическое пространство примерно в 100 раз больше вещества, причем масса некоторых выбросов двое превышает массу Юпитера. Hubble также смог рассмотреть окружающие звезду гигантские плазменные дуги. Эти структуры похожи на протуберанцы, только гораздо крупнее и простираются на расстояния порядка тысяч астрономических единиц. Они представляют собой вещество, выброшенное в прошлом.

Окружающее VY Большого Пса пылевое облако. Источник: NASA, ESA, and R. Humphreys (University of Minnesota)

Исходя из активности и размеров VY Большого Пса, астрономы считают, что эта звезда фактически находится при смерти. Она уже потеряла большую часть своей изначальной массы и течение ближайших 100 тыс. лет должна либо превратиться в сверхновую, либо же «напрямую» сколлапсировать в черную дыру.