Hubble сфотографировал галактику с «гранд-дизайном»

Представленное изображение было получено при помощи установленной на борту телескопа Hubble камеры WFC3. Оно демонстрирует галактику M99, которая расположена на расстоянии 42 млн световых лет от Земли.

Спиральная галактика М99
Галактика M99 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, M. Kasliwal, J. Lee and the PHANGS-HST Team

Как и наш Млечный Путь, M99 обладает спиральной структурой. Однако это не совсем обычная спиральная галактика. Одна из основных отличительных особенностей M99 заключается в том, что она классифицируется как спиральная галактика с упорядоченной структурой (галактика типа «гранд-дизайн»). Такие объекты характеризуются наличием мощных, ярко выраженных и хорошо оформленных спиральных рукавов, которые отчетливо исходят из их центра. Считается, что порядка 10% от всех спиральных галактик относятся к данному типу.

Сделанное Hubble фото наглядно демонстрирует, почему классификация M99 как галактики с «гранд-дизайном» вполне оправданна. Ее яркие закрученные спиральные ветви отчетливо выделяются на темном фоне окружающего пространства и в них легко идентифицируются разнообразные взаимосогласованные структуры.

Интересно, что Hubble дважды «присматривался» к М99. Первые наблюдения были выполнены в ходе проекта, целью которого являлись поиски «недостающего звена» между вспышками новых и сверхновых звезд. Первые возникают в результате взаимодействия белых карликов и звезд-компаньонов в двойных системах. Вторые в результате коллапса гигантских светил. При этом современные астрономические теории предсказывают существование внезапных вспышек, занимающих промежуточное положение по яркости между новыми и сверхновыми. Одно из подобных событий было зафиксировано как раз в М99. Астрономы воспользовались Hubble, чтобы определить его точное местоположение.

Целью вторых наблюдений был поиск взаимосвязей между молодыми звездами и облаками холодного газа. Они являлись частью совместного проекта, в котором участвовали Hubble и комплекс радиотелескопов ALMA. В общей сложности они изучили 38 близлежащих галактик, в том числе и M99.