Хаотические ландшафты Красной планеты

За 4,5 млрд своего существования Марс пережил множество различных катаклизмов, изменивших его облик до неузнаваемости. Он подвергался интенсивной астероидной бомбардировке и пережил грандиозные извержения, приведшие к формированию супервулканов. По марсианской поверхности текли потоки воды и перемещались огромные ледники. Вся эта грандиозная активность оставила следы, которые можно увидеть на снимках, сделанных космическими аппаратами.

В качестве примера можно привести следующие изображения, полученные зондом Mars Express. На них запечатлен участок, известный под названием Страна Пирры (Pyrrhae Regio). Снимки из космоса демонстрируют хаотический пейзаж, сформировавшийся в результате падения астероидов и ледниковой активности.

В левой части основного изображения запечатлено трио ударных кратеров. Крупнейший из них имеет диаметр около 40 км. Его дно покрыто трещинами, образовавшимися, как принято считать, после падения выброшенной во время удара расплавленной породы. Она остыла и осела, оставив наблюдаемые нами «шрамы».

В центре изображения можно заметить очертания двух извилистых углублений. Они напоминают образования, которые иногда встречаются на Земле и возникают в результате просачивания воды сквозь геологические отложения, что приводит к образованию природных дренажных сетей.

Хаотический участок Земли Пирра. Источник:
ESA/DLR/FU Berlin

Но самая интересная формация находится в правой части снимка. Это пример т.н. хаотической местности. Считается, что беспорядочный ландшафт здесь появился в результате стремительного таяния глубинных ледяных залежей, которое могло произойти из-за вулканической активности или падения астероида. В результате поверхностный слой попросту обрушился в полости, некогда занятые льдом. Наверху осталось лишь несколько разрозненных горных блоков. Интересно, что дно некоторых впадин Страны Пирры лежит примерно на 4 км ниже среднего уровня поверхности в этом регионе. Для сравнения: высота Монблана составляет 4807 м.

Контекстная карта Земли Пирра и соседних регионов. Источник:
NASA MGS MO-LA Sci-ence Team

Хаотическая природа Страны Пирры не вызывает удивления, если вспомнить о ее «соседке». К западу от нее расположена Долина Маринера — крупнейшая система каньонов в Солнечной системе. Ее длина составляет 4500 км (четверть окружности Марса), ширина достигает 600 км, максимальная глубина — 11 км. Каньоны Долины Маринера связаны со многими хаотическими ландшафтами Красной планеты.