Грунт Луны содержит самый прочный материал Вселенной

В 2004 году ученые из Манчестерского университета впервые выделили графен — сверхпрочный материал, состоящий из однослойных атомов углерода, расположенных в гексагональной сотовой решетке. Графен стал революционным открытием с уникальными свойствами, полезными во многих сферах. Считается, что около 1,9% углерода в межзвездной среде существует в форме графена.

Художнє враження внутрішньої будови Місяця
Художественное изображение внутреннего строения Луны. Иллюстрация: Эрнан Канельяс / Бенджамин Вайс

Обнаружено, что на поверхности Луны может быть значительное количество графена. Ученые из Китайской академии наук (КАН) нашли естественный графен на Луне с особой тонкослойной структурой. Это открытие может изменить наше понимание формирования Луны и способствовать новым методам производства графена для его применения в электронике, энергосбережении и строительстве.

Возглавляли исследование профессора Вэй Чжан и Мэн Цзоу из Университета Цзилинь и другие ученые из нескольких ключевых лабораторий. Их результаты опубликованы в National Science Review.

В течение десятилетий считалось, что система Земля-Луна образовалась в результате гигантского столкновения с телом размером с Марс примерно 4,4 млрд лет назад. Эта теория подкрепляется анализом лунных пород, привезенных миссией Apollo, которые указывают на их бедность углеродом. Однако новые исследования говорят о наличии коренного углерода на Луне, что подтверждается анализом одного из образцов Apollo 17, который содержит графит.

Для своего исследования команда провела спектроскопический анализ образца лунного грунта, полученного миссией «Чанъэ-5» в 2020 году. Это была третья роботизированная миссия Китая на Луну, которая вернула образец грунта. Спектры показали соединение железа в богатом углеродом участке образца, что указывает на образование графена. Дальнейший анализ с помощью передовых микроскопических технологий подтвердил, что углерод в образце — это графеновые хлопья толщиной от двух до семи слоев.

Структурна та композиційна характеристика графенових пластівців у зразку місячного ґрунту
Структурная и композиционная характеристика графеновых хлопьев в образце лунного грунта. Изображение: Science China Press

Команда предполагает, что графен мог образоваться во время вулканической активности на ранних этапах истории Луны, когда она была геологически активной. Другой возможностью является то, что графен образовался в результате падения метеоритов, которые создают среду с высокой температурой и давлением, подобную вулканической активности.

«Графен встроен в виде отдельных хлопьев или сформирован как часть углеродной оболочки, окружающей минеральные частицы. Наш результат обнаруживает одну из типичных структур коренного углерода на Луне и механизм его формирования. Это открытие может перевернуть представление о химических компонентах и истории спутника», — отмечают исследователи.

Эти выводы могут оказать значительное влияние на исследования на Земле, где графен изучается для различных применений — от электроники до материаловедения. Они также могут быть полезными для будущих миссий, направленных на развитие постоянной инфраструктуры на Луне. Программы NASA Artemis, инициатива ESA Moon Village и план Китая построения International Lunar Research Station (ILRS) могут включать эксперименты по изучению свойств и использования графена, в частности для изготовления лунных сред обитания.

Ранее мы сообщали о том, как в глубинах Меркурия может скрываться 18-километровый слой алмазов.

По материалам sciencealert.com