Глубокая дыра на поверхности Марса скрывает большую тайну

Человечество мечтает о колонизации Марса и активно занимается подготовкой к визиту на Красную планету. Первой экспедиции необходимо будет найти укрытие от радиации, экстремальных температур и пылевых бурь. На планете существуют большие подземные лавовые трубы, которые могли бы служить такими укрытиями. Доступ к ним могут обеспечить провалы в виде дыр, так называемые «мансардные окна».

Arsia Mons
Таинственная дыра в Arsia Mons, снятая камерой HiRISE на орбитальном аппарате NASA Mars Reconnaissance Orbiter. Фото: NASA/JPL-Caltech / UArizona

Одну из таких дыр нашел орбитальный аппарат NASA Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), камера HiRISE которого показывает яму диаметром несколько метров в регионе вблизи горы Arsia Mons. Это один из трех спящих вулканов Tharsis Montes, являющийся частью большой вулканической равнины Tharsis. Ведет ли эта дыра на Марсе к большей подземной пещере? Этот вопрос остается открытым.

Arsia Mons
Эти изображения ямы вблизи Arsia Mons были сделаны несколько лет назад. Изображение слева было сделано первым, и ученым стало интересно, может ли оно вести к лавовой трубе или пещере. Затем было сделано изображение справа, на котором показана боковая стенка. Она может указывать на отсутствие трубы или пещеры. Фото: NASA / JPL

Регион Tharsis, поднятый на 10 км над средней высотой Марса, когда-то был вулканически активным. Ямы на его территории могут быть отверстиями в подземные лавовые трубки. Но их истинная природа остается неопределенной. Одно изображение показывает освещенную боковую стенку, что может свидетельствовать о цилиндрической яме, а не о входе в пещеру или трубу.

Дыры на Земле и Луне

Подобные отверстия встречаются на Гавайских вулканах, где их называют карстовыми кратерами. Они обычно не соединяются с длинными пещерами или лавовыми трубами, а являются результатом глубоких обвалов. Глубина гавайских карстовых кратеров варьируется от 6 до 186 м, а ширина — от 8 до 1140 м. Яма Arsia Mons имеет глубину около 178 м.

Mare Tranquillitatis
Захватывающий кратер Mare Tranquillitatis на Луне, открывающий валуны на гладкой поверхности. 100-метровая яма может обеспечить доступ к лунной лавовой трубе. Фото: NASA / GSFC

Лавовые ямы и трубки на Луне исследованы лучше, чем на Марсе. Известно, что некоторые из них термически стабильны при температуре около 17°C. На Луне рассматривают концептуальные проекты роботов для исследования этих пещер, где астронавты могли бы прятаться в надувных жилищах, защищенных от температурных колебаний, радиации и микрометеоритов.

Загадка лавовых труб

На Марсе также могут существовать лавовые трубки. Более слабая гравитация позволила бы образовать гораздо более крупные из них. На снимках видны кратеры, представляющие разрушенные трубки, и, возможно, не все из них разрушились.

Марсианские лавовые трубки остаются загадкой. Ученые обнаружили много морфологических признаков, указывающих на их наличие. Но без четких доказательств нельзя утверждать, что они существуют. Могут ли они однажды стать укрытиями для астронавтов? Возможно. Для этого нужна роботизированная миссия для их исследования.

Ранее мы рассказывали о том, как превратить Марс в подобие Земли.

По материалам sciencealert.com