Глобальное потепление тормозит вращение Земли вокруг своей оси

На протяжении веков скорость вращения Земли вокруг своей оси имела лишь естественное влияние. Эти процессы в основном регулировались гравитационным притяжением Луны и внутренними процессами в ядре и мантии планеты. Однако ускорение таяния ледников в результате глобального потепления, вызванного деятельностью человека, меняет эти естественные движения.

Таяние ледников
Таяние ледников ускорилось в результате деятельности человека. Фото: Unsplash

Новое исследование показывает, что ось вращения Земли смещается из-за климатических изменений и влияет на внутреннюю динамику планеты. Исследователи из Швейцарской высшей технической школы Цюриха использовали современные модели искусственного интеллекта для понимания полярного движения — перемещения оси вращения Земли относительно земной коры. Прогноз указывает, что дальнейшее увеличение выбросов парниковых газов со временем перевесит влияние Луны, которая миллиарды лет способствовала удлинению дней на Земле.

«Люди сегодня имеют значительное большее влияние на нашу планету, чем мы осознаем. Это возлагает на нас большую ответственность за ее будущее», — сказал профессор космической геодезии в Швейцарской высшей технической школе Цюриха Бенедикт Соя.

Дни станут длиннее

Два недавних исследования изучали связь между таянием ледниковых шапок, колебаниями планеты и продолжительностью дней. Таяние льда на полюсах приводит к перераспределению массы к экватору, что замедляет вращение Земли. Вода перемещается от полюсов к экватору, нарушая равновесие планеты, и этот процесс удлиняет дни на несколько миллисекунд — это немного, но в долгосрочной перспективе будет заметно.

Закон сохранения углового момента в физике утверждает, что объект, который вращается, стремится продолжать вращаться с той же скоростью, пока на него не повлияют внешние факторы. Земля подчиняется этому закону. Таяние льда перераспределяет массу и замедляет ее вращение.

Влияние на ядро Земли

Ученые также исследовали, почему и как ось Земли меняется со временем. Они использовали нейронные сети, чтобы создать модель, которая объясняет влияние движений в ядре Земли, мантии и климатических изменений на поверхности на движение полярных сияний. Эти исследования демонстрируют сложное взаимодействие внутри Земли, когда события на поверхности, такие как таяние льда, могут влиять на процессы глубоко в ядре, и наоборот.

«Климатические изменения могут иметь большее влияние на процессы внутри Земли, чем предполагалось ранее», — объясняет Соя.

Эти основные изменения очень малы и не являются поводом для беспокойства. Впрочем, исследование предоставляет ценную информацию о сложных путях влияния изменения климата на нашу планету.

Ранее мы сообщали о том, как ученые нашли способ остановить таяние льдов в Антарктиде.

По материалам interestingengineering.com