Гигантская галактика оказалась похожа на картофелину

Астрономы впервые сумели определить форму одной из крупнейших и ближайших к нам эллиптических галактик M87. Она оказалась похожа на картофелину.

Снимок M87, полученный телескопом Hubble и ее трехмерная модель. Источник: NASA, ESA, Joseph Olmsted (STScI), Frank Summers (STScI), Chung-Pei Ma (UC Berkeley)

Мы живем в трехмерной Вселенной. Однако из-за огромных расстояний при наблюдениях в телескоп небесные объекты кажутся плоскими, что осложняет определение их истинной формы. Особенно большие затруднения вызывают эллиптические галактики, которые в отличие от спиральных, не имеют диска. Из-за этого астрономам зачастую приходится пользоваться своей интуицией, чтобы понять, как на самом деле выглядят такие объекты.

Однако теперь ситуация может измениться. Благодаря совместным усилиям Hubble и телескопов обсерватории Кека на Гавайях, исследователям удалось впервые получить стереоскопическое изображение эллиптической галактики.

Выбор астрономов пал на M87. Это одна из самых ярких и массивных галактик в окрестностях Млечного Пути. В ее центре находится знаменитая черная дыра, чья масса в несколько миллиардов раз превышает солнечную. В 2019 году астрономы сумели получить ее изображение, который недавно был улучшен при помощи искусственного интеллекта.

Чтобы определить форму M87, астрономы измерили спектры и определили направления движения звезд в области диаметром около 70 тысяч световых лет вокруг черной дыры. Это позволило составить карту их распределения, что в свою очередь дало возможность определить форму галактики. Оказалось, что она напоминает гигантскую картофелину.

Данные о характере вращения звезд вокруг центра M87 также позволили ученым уточнить массу ее черной дыры. Она составляет 5,4 млрд солнечных, что примерно на один миллиард меньше предыдущих оценок.