Галактики-«подростки» оказались невероятно горячими

Ученые исследовали галактики-«подростки» с помощью телескопа James Webb. Эти звездные системы мы видим такими, какими они были через 2–3 млрд лет после возникновения Вселенной. Они оказались неожиданно горячими и наполненными тяжелыми элементами.

Скупчення «Ель-Гордо», яке утворюють галактики-підлітки
Скопление «Эль-Гордо», которое образуют галактики-«подростки». Источник: NASA/ESA/CSA

Галактики-«подростки»

Чем дальше от нас галактика, тем в более древние времена мы ее наблюдаем. Чаще всего ученых интересуют «новорожденные» звездные системы, которые мы видим лишь через несколько сотен миллионов лет после возникновения Вселенной. А вот исследователей из Северо-Западного университета США и еще нескольких научных центров заинтересовали галактики-«подростки».

Эти структуры мы видим такими, какими они были через 2–3 млрд лет после Большого взрыва. Они уже не такие маленькие и примитивные. Однако насколько они похожи на то, что мы видим непосредственно вокруг нас, ученые понятия не имеют.

Именно эту задачу и пытается решить обзор неба CECILIA (Chemical Evolution Constrained using Ionized Lines in Interstellar Aurorae). Он назван в честь выдающегося астрофизика Сесилии Пейн-Гапошкиной, а главным инструментом, который при этом используется, является космический телескоп James Webb.

Что пытались узнать ученые

Главным образом исследователей интересовал вопрос о том, почему некоторые галактики уже на такой ранней стадии начинают угасать и перестают образовывать новые звезды, а другие, подобно Млечному Пути, продолжают активно развиваться.

Ученые считают, что ключ для решения этого вопроса — в исследовании химического состава и температуры светил, входящих в этих звездные системы. Опубликованное исследование является первым шагом к этому.

В целом ученые изучили 33 галактики-«подростка» в течение 30 часов. Затем они объединили спектры 30 из них, чтобы понять общее положение дел. В результате обнаружили, что эти звездные системы состоят преимущественно из водорода, гелия, азота, кислорода, кремния, серы, аргона и никеля.

В первых пяти элементах не было ничего необычного. Однако сера, аргон и особенно, никель — это не те вещества, которые легко получить в процессах, происходящих внутри звезд. Особенно это касается последнего элемента, который преимущественно рождается во взрывах сверхновых. Откуда их так много у галактик-«подростков», ученые до сих пор не знают.

Зато они узнали, что эти галактики чрезвычайно горячие. Средняя температура их звезд составляет 13350°С, тогда как в Млечном Пути — только 9700°С. Причины этого ученые также пытаются выяснить.