Фальшивая экзопланета: инопланетный нептун оказался парой звезд

Группа испанских исследователей сообщила о «закрытии» экзопланеты K2-399b. Объект, который раньше считался, напоминающим Нептун газовым гигантом, на самом деле оказался парой холодных звезд.

Горячий нептун в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

K2-399b была открыта в ходе анализа данных, собранных космическим телескопом TESS. Он обнаружил периодические потускнения, похожей на Солнце звезды, которые повторялись каждые 18 часов. Проанализировав данные, исследователи пришли к выводу, что колебания блеска были вызваны транзитами экзопланеты, чей радиус в шесть, а масса — в тридцать раз превосходили земные. При этом, вероятность ложного срабатывания этого открытия по их оценкам составляла всего 0,078%.

Особый интерес находке придавало то, что орбита K2-399b проходила на очень небольшом расстоянии от звезды в т. н. «пустыне нептунов». Так называют регион вблизи звезд, где практически не встречаются напоминающие нептун экзопланеты, а лишь каменистые суперземли и огромные юпитероподобные газовые гиганты. Считается, это связано с тем, что на таком расстоянии планета массой как у Нептуна не в состоянии удержать свою газовую оболочку от ее сдувания звездой.

Неудивительно, что команда испанских исследователей захотела пристальнее изучить этот мир. Однако наблюдения, выполненные при помощи прибора CARMENES на 3,5-метровом телескопе Калар-Альто дали очень странные результаты. После этого ученые обратились к коллегам из других стран, которые также получили данные о K2-399b, но так и не опубликовали их. Сложив элементы мозаики воедино, астрономы быстро пришли к выводу, что реальность такова: K2-399b была не планетой, а парой звезд, идеально ее имитирующих.

Строение звездной системы K2-399. Источник: caha.es

На самом деле конфигурация системы выглядит следующим образом. На вытянутой орбите вокруг главного компонента системы находится пара очень холодных красных карликов, которые совершают один оборот вокруг него примерно за 2,5 года. В свою очередь, эта пара расположена на очень небольшом расстоянии друг от друга: ее период обращения составляет несколько дней.

Таким  образом, две холодные звезды постоянно затмевают друг друга, создавая наблюдаемые TESS транзиты. Объявившие об открытии K2-399b астрономы не учли возможность существования столь редкой конфигурации и решили, что наблюдают экзопланету. Но в реальности, перед нами пара затмевающих друг друга звезд, движущихся на фоне более яркой звезды. По словам исследователей, это «закрытие» наглядно демонстрирует, насколько важно дополнять данные космических телескопов результатами наземных наблюдений.

Вы также можете почитать о недавно открытой экзопланете, которая должна скоро погибнуть.

По материалам caha.es