ESA попросила у добровольцев помощи в классификации галактик

Европейское космическое агентство (ESA) объявило о запуске нового проекта на платформе гражданской науки Zooniverse. Его целью является классификация галактик, запечатленных на снимках космического телескопа Euclid.

Обсерватория Euclid в представлении художника. Источник: ESA/C. Carreau

Телескоп Euclid был запущен в июле 2023 года. Основная задача аппарата заключается в изучении таинственной темной материи и темной энергии — невидимых сил, которые, по словам ученых, составляют 95% известной нам Вселенной. Для этого Euclid осуществляет высокоточные измерения красных смещений галактик, расположенных в радиусе до 10 млрд световых лет от Млечного Пути.

В ходе своей миссии по составлению карты Вселенной, Euclid получит изображения сотен тысяч далеких галактик. В ноябре 2023 года и в мае 2024 года мир впервые получил представление о качестве изображений телескопа. На них можно увидеть самые разные объекты от туманностей до галактических скоплений. На заднем плане каждого из этих изображений — сотни тысяч далеких галактик.

Запечатленный телескопом Euclid регион активного звездообразования М 78. Источник: ESA/Euclid/Euclid Consortium/NASA, image processing by J.-C. Cuillandre (CEA Paris-Saclay), G. Anselmi

Ожидается, что в течение следующих шести лет космический аппарат будет ежедневно отправлять на Землю около 100 Гб данных. Это очень большой объем, и обработать его с помощью  усилий лишь команды миссии невероятно сложно.

Именно поэтому ESA и решила обратиться за помощью к Galaxy Zoo. Это проект гражданской науки на платформе Zooniverse, в рамках которого любой желающий сможет помочь астрономам классифицировать галактики, попавшие на снимки Euclid.

Чтобы помочь ESA, необходимо зарегистрироваться на платформе Zooniverse. Далее, при просмотре снимков необходимо выбирать наиболее подходящие варианты ответов, описывающие внешний вид галактики: обладает ли она диском, видны ли спиральные рукава, находится ли она в процессе столкновения с другой галактики и т. д.

Фоновые галактики, попавшие на снимки телескопа Euclid. Источник: ESA/Euclid/Euclid Consortium/NASA

В ESA отдельно подчеркивают, что участники проекта получат уникальную возможность стать первыми людьми, которые увидят новые галактики. Кроме того, результаты работы добровольцев буду использованы для обучения алгоритмов ИИ, которые в будущем тоже будут задействованы для классификации галактик.

Ранее мы рассказывали о другом проекте гражданской науки, целью которого является классификация переменных звезд на снимках телескопа Gaia.

По материалам ESA