ESA опубликовала мультиспектральный портрет галактики NGC 300

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Галактика NGC 300 является одним из ближайших соседей Млечного пути. Она находится в созвездии Скульптор на расстоянии 6,1 млн световых лет. NGC 300 классифицируется как спиральная галактика. Ее диаметр составляет около 47 тыс. световых лет, что примерно вдвое меньше, чем диаметр Млечного пути.

NGC 300 интересует астрономов благодаря своей близости, а также «пограничному» положению. Дело в том, что она расположена между двумя скоплениями галактик — Местной группой, в состав которой входит наш Млечный путь, Магеллановы облака и галактика Андромеды — и скоплением Скульптор.

В ходе серии наблюдений с использованием телескопов, работающих в разных частях электромагнитного диапазона, астрономам удалось создать мультиспектральный портрет NGC 300. Он был опубликован на сайте Европейского космического агентства (ESA).

Мультиспектральный портрет галактики NGC 300. Источник: ESA/XMM-Newton (X-rays); MPG/ESO (optical); NASA/Spitzer (infrared). Acknowledgement: S. Carpano, Max-Planck Institute for Extraterrestrial Physics

Зеленый цвет соответствует данным, собранным в видимом диапазоне 2,2-метровым телескопом MPG/ESO, расположенным в обсерватории Ла-Силья. Он демонстрирует скопления наиболее ярких звезд. Красный цвет соответствует данным, собранным инфракрасной обсерваторией Spitzer. Это излучение испускается газопылевыми облаками. В будущем они станут регионами активного звездообразования и породят новое поколение светил.

Голубой цвет соответствует данным, собранным рентгеновской обсерваторией XMM-Newton. Снимок демонстрирует множество рентгеновских источников, расположенных внутри NGC 300. Как правило, это подошедшие к концу своего жизненного цикла массивные светила, остатки сверхновых, нейтронные звезды и черные дыры.

Но на изображении можно увидеть и более интересные объекты. Крупное голубое облако в левой части галактики соответствуют сразу двум очень ярким рентгеновским источником. Первый известен под обозначением NGC 300 X-1. Это двойная система, состоящая из массивной звезды класса Вольфа-Райе и черной дыры. Она постепенно поглощает вещество своего компаньона. В ходе этого процесса материя разогревается до температуры в миллионы градусов, что сопровождается активным выделением рентгеновского излучения.

Область вокруг рентгеновского источник NGC 300 X-1. Источник: ESO/P. Crowther

Второй источник известен под обозначением NGC 300 ULX1. По мнению астрономов, он также представляет собой двойную систему, состоящую из массивной звезды и компактного объекта (скорее всего, нейтронной звезды), постепенного пожирающего своего компаньона.

Помимо рентгеновских источников NGC 300, на снимок попали и фоновые объекты. Некоторые из них расположены в Млечном пути, другие соответствуют далеким галактикам. Особенно бросается в глаза яркая голубая область, которую можно увидеть в левом углу изображения. Она соответствует крупному галактическому скоплению, расположенному на расстоянии около 1 млрд световых лет. Источником рентгеновского лучей являются заполоняющие пространство между галактиками облака раскаленного газа.