Экзоастероиды: астроэнтузиасты помогут найти остатки планетных систем у мертвых звезд

Научно исследовательский центр NOIRLab запустил проект Exoasteroids. В его рамках добровольцы помогут астрономам найти белые карлики, окруженные остатками уничтоженных планетарных систем.

Лаборатория NSF NOIRLab запустила проект Exoasteroids, направленный на поиск астероидов, вращающихся вокруг белых карликов в пределах Млечного Пути.

Когда Солнце исчерпает запасы своего водородного горючего, оно начнет расширяться, превращаясь в красного гиганта. В ходе этого процесса наша звезда уничтожит Меркурий, Венеру и, вполне возможно, нашу Землю. Затем умирающее Солнце сбросит верхние слои атмосферы, и от него останется остывающее ядро, окруженное обломками и уцелевшими планетами.

Аналогичные процессы происходили и будут происходить в других звездных системах. Астрономам известен ряд белых карликов, окруженных пылевыми дисками с астероидами. Они являются отличными природными лабораториями для изучения конечной стадии развития планетарных систем, предоставляя уникальную информацию о формировании и гибели планет.

Чтобы помочь ученым в поиске примеров астероидов, вращающихся вокруг белых карликов Млечного Пути, центр NOIRLab запустил проект Exoasteroids. Его целью является выявление белых карликов, яркость которых изменилась за последнее десятилетие. Такие колебания могут указывать на то, что белый карлик окружен остатками планетарной системы и все еще активно разрушает экзоастероиды. Это приводит к вспышкам, обнаруживаемым на снимках, сделанных современными телескопами.

Белый карлик
Белый карлик в представлении художника. Источник: NASA, ESA, Joseph Olmsted (STScI)

На сайте проекта представлены тысячи видеороликов белых карликов, полученных с помощью космического телескопа WISE. Добровольцы будут просматривать эти видеозаписи, чтобы отличить настоящие случаи изменения яркости белых карликов от таких помех, как перекрывающиеся источники или шум детектора.

По словам авторов проекта, люди могут лучше справиться с этой работой, чем компьютерные алгоритмы. Дело в том, что белые карлики с истинной инфракрасной переменностью встречаются редко. А это значит, что автоматический поиск, скорее всего, вернет значительно больше ошибочных идентификаций, чем правильных.

Проект Exoasteroids реализуется на платформе гражданской науки Zooniverse. Чтобы принять в нем участие, необходимо перейти по следующей ссылке.

Ранее мы рассказывали, как ESA попросила у добровольцев помощи в классификации галактик.

Космические приключения независимой Украины: 7 лучших писателей-фантастов