Экспериментальный солнечный парусник NASA прислал первое селфи

NASA опубликовала первое селфи, сделанное экспериментальным спутником ACS3 (Advanced Composite Solar Sail System). На нем можно увидеть его развернутый солнечный парус.

Солнечный парус спутника ACS3. Источник: NASA

Спутник ACS3 был построен на базе платформы кубсат (12 юнитов). Аппарат предназначен для демонстрации технологии развертывания крупного солнечного паруса на орбите. Так называют приспособление, обычно представляющее собой пленку, использующее давление солнечного света или лазера на зеркальную поверхность для приведения в движение космического аппарата.

Для развертывания паруса, ACS3 использует композитные стрелы из гибкого полимера и углеродного волокна. Они жестче и легче аналогичных конструкций, которые использовались в предыдущих солнечных парусниках NASA. Процесс раскрытия выглядит следующим образом. Стрелы разворачиваются из похожих на рулетку центральных шпинделей, выдвигая четыре треугольных паруса. В раскрытом виде они напоминают воздушного змея. Размер каждой стороны составляет 9 метров, общая площадь поверхности — 80 м³.

Спутник ACS3 после развертывания солнечного паруса (концепт). Источник: NASA/Aero Animation/Ben Schweighart

ACS3 был запущен 24 апреля 2024 года. Но лишь на прошлой неделе специалисты NASA приступили к развертыванию его паруса. Процесс отслеживается при помощи камер, одна из которых и получила опубликованное изображение. В его нижней части можно увидеть сам парус, в то время как вверху — тыльную сторону одной из солнечных батарей спутника. Стрелы установлены под прямым углом, а солнечная панель имеет прямоугольную форму, но кажется искаженной из-за  того, что съемка велась широкоугольной камерой.

Согласно заявлению NASA, перед началом развертывания паруса, спутник был переведен в режим полета без контроля ориентации. Из-за этого сейчас он медленно кувыркается. После того как команда миссии закончит определение характеристик паруса и удостоверится в том, что он правильно развернут, они снова активируют систему ориентации и остановят кувыркание. После этого аппарат попытается совершить серию маневров по изменению орбиты, чтобы продемонстрировать возможности паруса.

Также стоит сказать, что после развертывания паруса ACS3 стало возможно увидеть невооруженным глазом. Но надо иметь в  виду, что его видимость в ночном небе может быть прерывистой, и во время движения он может менять яркость. Желающие увидеть парусник могут узнать время его пролетов с помощью новой функции в мобильном приложении NASA. Другой вариант — сайт  heavens-above.com. Для того чтобы узнать время пролетов парусника, необходимо указать свои координаты, после чего выбрать ACS3 из списка спутников на титульной странице сайта.

Ранее мы рассказывали о проекте по исследованию Проксимы Центавра при помощи солнечных парусников.