Древний метеорит рассказал, как образовалась Солнечная система

Ученые исследовали метеорит Erg Chech 002, найденный в Сахаре. Их интересовало то, как равномерно в ранней Солнечной системе распределялся радиоактивный изотоп алюминия-26. Это важно для того, чтобы точно датировать события, которые тогда в ней происходили.

Метеорит Erg Chech 002
Метеорит Erg Chech 002. Источник: phys.org

Древний метеорит

Недавно в журнале Nature Communications было опубликовано исследование метеорита Erg Chech 002. Его обнаружили в 2020 году в пустыне Сахара в Северной Африке. Он относится к типу каменных метеоритов, которые называются андезитовыми ахондритами.

Особенностью Erg Chech 002 является то, что среди всех найденных на Земле метеоритов этого типа он является старейшим и образовался на самом рассвете Солнечной системы. И ученых очень интересует, когда именно. Поэтому они несколькими различными методами определили его возраст.

Один из важнейших вопросов, которые они при этом хотели решить, заключается в содержании изотопа алюминий-26 в составе этого метеорита и его распределение в ранней Солнечной системе в целом. Именно он был главным источником разогрева материала в протопланетном диске.

Что показали измерения

Главным методом, который использовался при датировке Erg Chech 002, было измерение содержания изотопов свинца. Согласно ему точный возраст метеорита составляет 4,566 млрд лет. Эту цифру связали с содержанием алюминия-26 и сравнили с данными, полученными из других древних метеоритов.

В результате ученые сделали вывод, что содержание алюминия-26 в телах, образовавшихся в ранней Солнечной системе, является неравномерным. И это важно по двум причинам. Во-первых, теперь этот факт надо учитывать, если ученые хотят использовать этот изотоп для определения возраста тел Солнечной системы.

Во-вторых, такой результат свидетельствует, что протопланетный диск вокруг Солнца продолжал обогащаться материалом извне уже после того, как в нем начали образовываться планетезимали. Это хорошо согласуется с ранее полученными данными из других исследований.