Дорога к Млечному Пути

На этом снимке можно увидеть петляющую дорогу, как будто устремившуюся к спускающейся с неба светящейся ленте Млечного Пути. Единственными искусственными источниками света на фотографии являются установленные по краям шоссе маленькие желтые лампочки. Дело в том, что на территории обсерватории Ла-Силья в чилийской пустыне Атакама по ночам запрещено использовать автомобильные фары: даже столь слабая засветка может заметно испортить качество наблюдений.

Млечный Путь над обсерваторией Ла-Силья. Источник: ESO/P. Horálek

На переднем плане выделяется 1,54-метровый датский телескоп. С помощью этого инструмента и его приемников астрономам удалось зарегистрировать несколько необычных космических явлений. Например, в 2005 году на нем впервые наблюдались оптические послесвечения кратковременных гамма-всплесков. В последующем, исследователям удалось показать, что они, скорее всего, обусловлены катастрофическими столкновениями двух нейтронных звезд. А в 2006 году телескоп работал в составе глобальной сети, которая помогла найти одну из самых «легких» известных на тот момент экзопланет — по массе она всего лишь впятеро превосходит Землю.

В небе над обсерваторией тоже можно увидеть много интересных объектов. Слева, почти заслоненный башней телескопа, заметен слабый зеленоватый огонек кометы 252P/LINEAR. Вверху — прямо над головой — загибается в сторону звездных облаков Млечного Пути хвост Скорпиона, вблизи него видны планеты Марс и Сатурн. Еще выше, над ослепительной лентой нашей Галактики, сияют две ярких звезды — тройные системы α и β Центавра. А в самом верху справа можно увидеть знаменитое созвездие Южного Креста.