Дальний пульсар порождает невероятно мощное излучение

Астрономы обнаружили гамма-излучение очень высоких энергий вокруг дальнего пульсара PSR J0248+6021. Оно рождается в туманности, которая окружает эту мертвую звезду.

Пульсар
Пульсар. Источник: phys.org

Виды пульсаров

С помощью Большой высотной обсерватории воздушных потоков (LHAASO) международная команда астрономов обнаружила гамма-излучение очень высоких энергий (VHE) вокруг пульсара PSR J0248+6021, которое может быть гало пульсаром или пульсарной ветровой туманностью. Об этом открытии сообщается в статье, опубликованной 6 октября на сервере препринтов arXiv.

Пульсары — это сильно намагниченные вращающиеся нейтронные звезды, излучающие пучок электромагнитного излучения. Обычно их обнаруживают в виде коротких всплесков радиоизлучения, однако некоторые из них также наблюдаются с помощью оптических, рентгеновских и гамма-телескопов.

Источники, излучающие гамма-излучение с энергией фотонов от 100 ГэВ до 100 ТэВ, называются источниками гамма-излучения очень высоких энергий, тогда как источники с энергией фотонов свыше 0,1 ПэВ известны как источники гамма-излучения сверхвысоких энергий. Природа этих источников все еще недостаточно изучена, поэтому астрономы постоянно ищут новые объекты этого типа, чтобы охарактеризовать их, что могло пролить больше света на их свойства в целом.

Излучение пульсара PSR J0248+6021

Открытый в 1997 году, PSR J0248+6021 является пульсаром среднего возраста с периодом вращения примерно 217 миллисекунд и мощностью вращения на уровне 213 децимиллионов эрг/с. Пульсар имеет чрезвычайно высокую степень дисперсии — около 370 пк/см³, что, скорее всего, связано с его расположением в плотной гигантской области ионизированного атомарного водорода (область HII), обозначенной W5, на расстоянии около 6500 световых лет.

Команда астрономов во главе с Чжэн Цао из Китайской академии наук (CAS) сообщает об обнаружении гамма-излучения VHE, расположенного вблизи позиции PSR J0248+6021. Этот вывод основан на данных, полученных с помощью Водно-Черенковской детекторной решетки (WCDA) LHAASO.

Проанализировав данные WCDA, команда Цао обнаружила три источника гамма-излучения, два из которых по угловому расстоянию близки к PSR J0248+6021. Один из них оказался протяженным источником, соответствующим 1LHAASO J0249+6022, описанным в первом каталоге LHAASO, а другой — точечным источником с угловым расстоянием примерно 1,2 градуса от пульсара.

Природа излучения пульсара

Согласно статье, не был найден четкий расширенный многоволновый аналог 1LHAASO J0249+6022 от радио- до ГеВ-диапазона. Поэтому авторы пришли к выводу, что вероятным объяснением обнаруженного гамма-излучения VHE является обратный комптоновский процесс высокорелятивистских электронов и позитронов, инжектированных PSR J0248+6021.

Астрономы отметили, что морфология гамма-излучения VHE позволяет предположить, что 1LHAASO J0249+6022 представляет собой гало пульсара ТеВ или пульсарную ветровую туманность, связанную с PSR J0248+6021.

«Эти электроны и позитроны, согласно гипотезе, либо ограничены в туманности пульсарного ветра, либо уже убежали в межзвездную среду, образовав гало пульсара», — подытожили исследователи.

Астронавты носят Prada: компания Axiom Space показала новый лунный скафандр