Что NASA сделала для тебя: пять инноваций, которые можно найти везде

Когда мы говорим про «космические технологии», то обычно подразумеваем ультрасовременные устройства заоблачной стоимости. Но это не совсем так. Многие гаджеты, давно ставшие для нас обыденными, появились на свет именно благодаря достижениям космической эры. Из этого материала вы узнаете о пяти, давно вошедших в наш повседневный быт инновациях, за которые стоит поблагодарить NASA.

Беспроводные наушники

В 1961 году во время приводнения космического корабля Liberty Bell 7, произошел преждевременный отстрел люка. Внутрь капсулы попала вода, из-за чего астронавт Гас Гриссом потерял радиосвязь со спасателями и чуть не утонул.

Чтобы избежать повторения подобных инцидентов, NASA начала разработку более компактных и автономных устройств, позволяющих экипажу всегда находиться на связи. За основу взяли новую гарнитуру, предназначавшуюся для пилотов коммерческих авиалайнеров.

Специалистам NASA удалось решить проблему. Вскоре астронавты получили мобильные системы связи, которые с успехом использовались в последующих космических миссиях (в том числе во время полетов на Луну). Но на этом история не завершилась. Технология усовершенствовалась и впоследствии попала на гражданский рынок, осуществив стремительную эволюцию от радиотелефонов до беспроводных наушников и современных смартфонов.

Датчики давления в шинах

Так не вовремя спустившиеся шины, испортили настроение не одному поколению водителей. Но благодаря внедрению датчиков давления, риск внезапного возникновения подобной ситуации заметно уменьшился. За это нам следует поблагодарить программу Space Shuttle.

Посадка всегда являлась одним из наиболее опасных элементов миссий космических челноков. Особенно многое зависело от состояния колес. Проблема заключалась в том, что в ранние дни программы не существовало надежного способа точно измерить давление в шинах шаттла во время полета. Рассмотрев все имеющиеся варианты, NASA выбрала предложение компании, предложившей перспективную технологию создания датчика контроля давления. Ее суть заключалась в преобразовании давления в электрическое сопротивление. Отслеживая его изменение, инженеры могли получать данные о состоянии колес челнока в режиме реального времени.

После успешных испытаний, челноки обзавелись датчиками давления. А затем технология была адаптирована для нужд автоиндустрии.

Подушки и спортивная экипировка

В конце 1960-х NASA сформировала специальную исследовательскую группу. Ее целью было создание нового сиденья для авиалайнеров, которое обеспечило бы более эффективную защиту пассажиров от вибраций и нагрузок, возникающих во время чрезвычайных ситуаций. Результатом этих изысканий стало появление нового полимерного материала, получившего название Memory Foam (пена с памятью формы). Он обладал как высокими энергопоглощающими характеристиками, так и эффектом памяти.

Изначально Memory Foam использовался исключительно в авиаиндустрии, улучшая комфорт пассажиров. Затем производители использовали эту идею для массового рынка и начали производить матрасы, заполненные таким материалом.

Со временем новый материал нашел широкое применение и в других сферах деятельности, например, медицине и автомобильной промышленности. Так, он начал активно использоваться для создания сидений автогонщиков, помогая снизить получаемые ими во время заездов нагрузки и уменьшая риск возникновения серьезных травм в результате аварий. Другой областью применения стала защитная экипировка. Из Memory Foam начали изготавливаться защитные накладки, наколенники и шлемы, используемые в таких  видах спорта как хоккей,  футбол и бейсбол.

Бесконтактные термометры

При слове термометр у многих из вас наверняка возникает образ классических ртутных градусников, которые использовались как дома, так и врачами в поликлиниках на протяжении многих десятилетий. Но сейчас они активно уходят в прошлое и заменяются инфракрасными термометрами, позволяющими не только значительно ускорить процесс измерения температуры, но и делать это без непосредственного контакта с человеком.

Но мало кто задумывается над тем, что бесконтактные термометры основаны на технологии, первоначально разработанной для нужд NASA. Разумеется, тогда она предназначалась не для измерения температуры человеческого тела, а для анализа инфракрасного излучения далеких звезд и планет Солнечной системы. Но, как и в случае со всеми остальными примерами, со временем эта технология обрела новое применение в медицине, на которое вряд ли рассчитывали ее создатели.

Цифровые камеры

Первые эксперименты по созданию беспленочных фотоаппаратов начались еще в 1970-х годах. А в 1980-х NASA уже достаточно активно применяла технологию цифровой съемки. Однако, использовавшиеся в камерах того времени ПЗС-матрицы, немало стоили и были слишком сложными, чтобы найти массовое применение на гражданском рынке.

Перелом произошел в 1993 году, когда возглавляемая Эриком Фоссумом (Eric Fossum) команда инженеров из JPL, разработала новый тип активного сенсора изображения, созданного на основе технологии КМОП (комплементарная структура металл-оксид-полупроводник). Он был дешевле, компактнее и потреблял гораздо меньше энергии, чем традиционные ПЗС-матрицы.

Сначала новинка не получила должного внимания, но все изменилось после бума мобильной связи. КМОП-сенсоры позволили производителям устанавливать цифровые камеры в телефоны. Они также нашли широкое применение в факсах, вебкамерах, камерах видеонаблюдения, GoPro-камерах и других подобных гаджетах. Так что каждый раз, делая селфи, мы в прямом смысле слова, пользуемся технологией, которая появилась на свет благодаря разработкам NASA.