Chandra изучил самый молодой пульсар Млечного пути

Используя данные, собранные рентгеновской обсерваторией Chandra, астрономы подтвердили, что объект Kes 75, расположенный на расстоянии 19 тыс. световых лет от Солнца в направлении созвездия Орла, является самым молодым известным пульсаром нашей Галактики.

Комбинированное изображение Kes 75, собранное из данных в видимом и рентгеновском диапазонах. Источник: NASA/CXC/NCSU/S. Reynolds; Optical: PanSTARRS

Пульсар — это быстро вращающаяся нейтронная звезда с мощным магнитным полем, чье излучение регистрируется на Земле в виде периодических всплесков (импульсов). Такие объекты формируются в результате коллапса ядер сверхмассивных звезд. Чем моложе пульсар — тем короче его период вращения и тем сильнее генерируемое им магнитное поле.

Kes 75 окружен туманностью, состоящей из материи, выброшенной во время вспышки сверхновой. Сравнив данные, собранные телескопом Chandra во время наблюдений в 2000, 2006, 2009 и 2016 гг., исследователи подсчитали, что внешний край туманности удаляется от пульсара со скоростью 1000 км/c. По мнению астрономов, такое стремительное расширение связано с низкой плотностью вещества в окрестностях объекта. Также процессу «разгона» материи может способствовать образовавшийся во время взрыва Сверхновой радиоактивный никель. Если последнее предположение подтвердится, это даст ученым новые подсказки как о процессах, происходящих внутри взрывающихся звезд, так и о синтезируемых ими тяжелых элементах.

Скорость расширения туманности также помогла астрономам определить возраст пульсара. По их подсчетам, его вспышка должна была наблюдаться примерно 500 лет тому назад — во времена первого кругосветного путешествия Магеллана. Летописи и иные исторические источники не содержат никаких упоминаний о появлении на небе в указанное время новых звезд. Это значит, что сверхновая не наблюдалась с Земли. Скорее всего, ее свет заблокировали плотные газово-пылевые облака, расположенные между Солнечной системой и Kes 75.