Chandra сфотографировал газовый хвост протяженностью в миллион световых лет

Новости астрономии, астрофизики и космологии

С помощью рентгеновской обсерватории Chandra астрономы получили изображения газового «хвоста» общей протяженностью свыше миллиона световых лет. Он представляет собой «след» группы галактик, втягиваемой в центр скопления Abell 2142.

Группа галактик, движущаяся к скоплению Abell 2142 (аннотированная версия). Источник: X-ray: NASA/CXC/Univ. of Geneva, D. Eckert. Optical: SDSS provided by CDS through Aladin

Галактическое скопление Abell 2142, расположенное в созвездии Северная Корона на расстоянии 1,2 млрд световых лет от Млечного Пути, является одной из крупнейших известных нам структур во Вселенной. Оно возникло в результате слияния двух меньших по размерам скоплений галактик (общим числом несколько сотен) и содержит запасы вещества, достаточные для формирования еще тысяч новых звездных систем. Его общая протяженность превышает 6 млн световых лет.

Галактическое скопление Abell 2142 в рентгеновском диапазоне. Источник: Maxim Markevitch (CfA), ACIS, SAO, CXC, Chandra, NASA

Сфотографированный телескопом Chandra «хвост» состоит из межгалактического газа, разогретого до температуры в несколько миллионов градусов и активно излучающего в рентгеновском диапазоне (фиолетовый цвет на фотографиях). Он оставлен группой из четырех ярких галактик, движущихся по направлению к центру Abell 2142. На представленных снимках они обозначены как G1, G3, G4 и G5 (G2 — фоновая галактика, не входящая в состав группы). Ядра по меньшей мере двух из них (G3 и G4) содержат сверхмассивные черные дыры.

Снимки демонстрируют, что по мере удаления от группы из четырех галактик «хвост» меняет свою форму. На протяжении около 800 тыс. световых лет он прямой и относительно узкий, а затем начинает расширяться. По мнению астрофизиков, это объясняется действием галактических магнитных полей. Подобно щиту, они удерживают газовый поток, но по мере удаления от галактик их влияние начинает ослабевать. Также на форму «хвоста» могут воздействовать выбросы, возникшие в результате активности сверхмассивных черных дыр.

По материалам: http://chandra.harvard.edu