Chandra показал последствия «Великой вспышки» гигантской звезды

Используя данные, собранные космическими телескопами Chandra, Hubble и XMM-Newton, астрономы создали видео, посвященное последствиям «Великой вспышки» системы Эта Киля. Оно демонстрирует как материал звездного извержения, произошедшего 180 лет назад, продолжает разлетаться по космосу со скоростью 1250 км/с.

«Великая вспышка» Эты Киля

Эта Киля является одной из самых известных переменных в истории астрономии. Она состоит из двух массивных звезд. Масса одной из них в 90 раз, а в другой в 30 раз превышает солнечную. В начале XIX века блеск Эты Киля начал быстро увеличиваться. К 1843 году она стала второй по яркости звездой на ночном небе после Сириуса. Астрономы назвали это событие «Великой вспышкой». Однако блистала она недолго — уже через несколько лет яркость звезды стала уменьшаться. Сейчас она находится на грани видимости невооруженным глазом.

Изображение Эты Киля и туманности Гомункул, полученное телескопом Hubble. Голубой цвет соответствует свечению атомов магния. Красный — выброшенному во время «Великой вспышки» веществу, в котором доминирует азот. Источник: NASA, ESA, N. Smith (University of Arizona) and J. Morse (BoldlyGo Institute)

В XX веке астрономы обнаружили, что Эта Киля окружена биполярной туманностью, получившей название Гомункул. Она состоит из вещества, выброшенного звездой во время «Великой вспышки». Сейчас считается, что в ходе тех событий звезда выбросила массу в 10 – 45 раз превышающую солнечную.

Последствия звездного извержения

Туманность Гомункул все еще расширяется, что демонстрируют ее снимки, сделанные в разные годы. Исследователи из NASA решили визуализировать этот процесс. Для этого они использовали снимки, сделанные рентгеновским телескопом Chandra в период с 1999 по 2020 год. Изображения были дополнены данными, собранными орбитальными обсерваториями Hubble  и XMM-Newton.

Видео демонстрирует процесс постепенного изменения формы туманности Гомункул. На нем также можно увидеть окружающее ее рентгеновское кольцо (оранжевый цвет), которые было открыто примерно пятьдесят лет тому назад. В его центре находятся две массивные звезды системы (голубой цвет). Они являются мощным источником рентгеновского излучения и находятся слишком близко друг к другу, чтобы их можно было увидеть по отдельности.

В ходе наблюдений Chandra также обнаружил слабую рентгеновскую оболочку, расположенную за пределами туманности. Поскольку они обладают схожей формой и ориентацией,  исследователи пришли к выводу, что обе структуры имеют общее происхождение. Предполагается, что это материал, который был выброшен звездой в промежутке между 1200 и 1800 годами. Когда взрывная волна от «Великой вспышки» достигла его, он нагрелся и засветился в рентгеновском диапазоне.