Близкие звезды и далекая галактика (фото)

Работающие с телескопом Hubble астрономы, опубликовали новое изображение. На нем можно увидеть как относительно близкие к Земле звезды, так и далекую галактику IC 4709.

Галактика IC 4709 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, M. Koss, A, Barth

Многие снимки телескопа Hubble усыпаны большим количеством фоновых объектов. Некоторые из них являются звездами нашего Млечного Пути, другие — далекими галактиками. Но как отличить их друг от друга? На самом деле все довольно просто. Звезды переднего фона являются точечными источниками света. Поэтому, на снимках Hubble они окружены характерными дифракционными лучами (этот оптический эффект возникает из-за особенностей конструкции телескопов-рефлекторов). Галактики же выглядят как просто светящиеся точки без лучей вокруг.

В случае с новой фотографией Hubble в ее левой части доминирует группа из шести ярких звезд Млечного Пути.  В центре расположена галактика IC 4709. Она находится на расстоянии 240 млн световых лет от Земли по направлению к созвездию Телескопа.

Как и наш Млечный Путь, IC 4709 представляет собой спиральную галактику. На снимке Hubble можно в деталях рассмотреть ее диск, усыпанные звездными скоплениями спиральные рукава, темные полосы пыли, а также тусклое гало. Однако самым удивительным зрелищем является яркая компактная область в центре: это активное галактическое ядро.

Если бы ядро IC 4709 было просто заполнено звездами, оно не было бы таким ярким. Вместо этого в нем находится гигантская черная дыра, чья масса в 65 млн раз превышает солнечную. Для сравнения, черная дыра в центре Млечного Пути «всего» в 4 млн раз массивнее Солнца.

Черная дыра в IC 4709 окружена аккреционным диском, чье вещество она активно поглощает. Его вещество сталкивается и нагревается, что сопровождается выделением огромного количества электромагнитного излучения — от инфракрасного до рентгеновских лучей. Благодаря ему астрономы и могут вычислять активные черные дыры.

Ранее мы рассказывали про другую галактику с растущей черной дырой, которую удалось сфотографировать Hubble.

По материалам Esahubble