Близкая к Земле экзопланета оказалась океаническим миром

Космический телескоп James Webb помог ученым исследовать экзопланету LHS 1140 b, расположенную на расстоянии 48 св. лет от нас. Она может оказаться не мининептуном, как считалось ранее, а похожим на Землю океаническим миром.

Соседняя экзопланета оказалась океаном
Соседняя экзопланета оказалась океаном. Источник: phys.org

Океанический мир вблизи нашей Солнечной системы

По данным ученых, использующих космический телескоп James Webb, планета, расположенная относительно близко к Земле, может быть первой в истории обнаруженной планетой с потенциально пригодным для жизни жидким океаном за пределами Солнечной системы.

На сегодняшний день за пределами Солнечной системы открыто более 5000 планет, но лишь несколько из них находится в так называемой «зоне Златовласки». Они не слишком горячие, не слишком холодные и могут содержать жидкую воду, ключевой компонент для жизни.

Экзопланета LHS 1140 b — одна из немногих в этой пригодной для жизни зоне, и ее тщательно исследуют с тех пор, как впервые открыли в 2017 году.

Она находится на расстоянии 48 световых лет от Земли, что равно более 450 трлн км, что относительно близко в огромных космических пространствах. Считалось, что экзопланета является небольшим газовым гигантом, так называемым мининептуном, с атмосферой, слишком насыщенной водородом и гелием, чтобы поддерживать инопланетную жизнь. Однако новые наблюдения с телескопа James Webb подтвердили, что экзопланета на самом деле является каменистой суперземлей. Согласно исследованию, опубликованному в среду в журнале The Astrophysical Journal Letters, она в 1,7 раза больше Земли, но имеет в 5,6 раз большую массу.

Лучший выбор для океанического мира

James Webb смог проанализировать атмосферу планеты, когда она проходила перед своей звездой. Не было обнаружено никаких признаков водорода или гелия, что исключило возможность того, что планета является мининептуном.

«Плотность планеты указывает на то, что она на самом деле имеет большое количество воды», — сказал соавтор исследования Мартин Турбе из французского научно-исследовательского центра CNRS. Это может быть действительно огромное количество воды. Ведь все содержание океанов Земли составляет лишь 0,02 процента ее массы.

Будет ли эта вода в жидком или ледяном состоянии, зависит от атмосферы планеты.

Ведущий автор исследования Чарльз Кадье, аспирант Монреальского университета, сказал: «Из всех известных на сегодня экзопланет умеренного пояса LHS 1140 b вполне может быть нашим лучшим шансом однажды косвенно подтвердить наличие жидкой воды на поверхности чужого мира».

Положительным моментом является то, что планета мягко согревается своей красной карликовой звездой, которая в пятую часть меньше Солнца. По словам Турбе, температура поверхности экзопланеты должна быть достаточно похожей на температуру земную и марсианскую.

Поверхность планеты LHS 1140 b

Одна из версий заключается в том, что поверхность планеты покрыта преимущественно льдом, но под ним существует огромный океан жидкой воды. Под действием излучения звезды он может освобождаться ото льда.

Как показало моделирование, пятно чистой воды может иметь диаметр 4000 км, что составляет около половины площади поверхности Атлантического океана. Или же жидкая вода может быть скрыта под толстой ледяной оболочкой, как на спутниках Ганимед, Энцелад или Европа, вращающихся вокруг Юпитера и Сатурна.

Инструмент James Webb обнаружил признаки, указывающие на присутствие азота, сказал Кадье, добавив, что для подтверждения этого вывода требуются дополнительные исследования.

Азот встречается повсюду на Земле и считается еще одним потенциальным ингредиентом для жизни. Исследователи надеются получить еще несколько часов драгоценного времени работы James Webb, чтобы узнать больше о LHS 1140 b.

По оценкам ученых, понадобится по меньшей мере год, чтобы подтвердить, имеет ли экзопланета атмосферу, и еще два-три года, чтобы обнаружить наличие углекислого газа.