Бледная голубая точка. Как был сделан самый известный снимок Земли из космоса

Большинство любителей астрономии и космонавтики наверняка слышали термин Pale Blue Dot (бледная голубая точка). Это название, возможно, самой известной фотографии нашей планеты в истории. Снимок был получен в 1990 году аппаратом Voyager 1 с умопомрачительной дистанции в 6 млрд километров.

Фотография Pale Blue Dot. Источник: NASA

Куда менее известно то, что изначально NASA не хотела делать подобную фотографию. Знаменитому популяризатора науки Карлу Сагану потребовалось несколько лет, чтобы переубедить аэрокосмическую администрацию. Так что, по случаю отмечаемого сегодня Международного дня Земли, мы бы хотели рассказать историю этого удивительного изображения.

Уникальное положение Voyager 1

В 1977 году NASA запустила пару зондов Voyager. Их целью являлись планеты-гиганты Солнечной системы. Аппараты имели идентичную конструкцию, но разные планы полета. И после Сатурна их пути навсегда разошлись. Voyager 2 направился дальше к Урану и Нептуну. Что касается Voyager 1, то его программа предусматривала визит к Титану, исключавший дальнейшую возможность направить аппарат к другим планетам Солнечной системы.

Voyager у Сатурна в представлении художника. Источник: MacRebisz

После пролета Титана гравитация Сатурна заметно ускорила Voyager 1 и направила его «вверх» по отношению к плоскости эклиптики (таким образом, земной посланец получил возможность наблюдать Солнечную систему «сверху»). Поэтому он стал самым быстрым в истории космическим аппаратом.

Прощальное фото Сатурна, сделанное в 1980 году покидавшим его окрестности аппаратом Voyager 1. Источник: NASA

Примерно в это время ученому и популяризатору науки Карлу Сагану и пришла в голову идея использовать уникальное положение Voyager 1 для того, чтобы сделать снимок нашей планеты с рекордного расстояния. Он признавал, что такое фото не будет иметь особого научного значения. По мнению Сагана, ценность снимка заключалась бы в другом. Увидев Землю издалека, человечество должно было осознать наше место во Вселенной и всю хрупкость родной планеты.

Многие рядовые сотрудники NASA поддержали предложение Сагана, однако руководство организации выступило против. Оно объяснило это тем, что Солнце будет находиться слишком близко к Земле в поле зрения камеры Voyager 1 и сможет повредить хрупкую оптику аппарата.

Схема, показывающая траекторию движения и положение Voyager 1 по отношению к планетам Солнечной системы в 1990 году. Источник: Wikipedia.org

Саган не смирился с отказом. Да, прямой солнечный свет действительно был способен вывести из строя оптику зонда. Но дело в том, что к тому моменту Voyager 1 уже официально завершил свою миссию. На траектории полета аппарата не осталось никаких потенциальных целей для изучения, так что беречь его камеры все равно не было особого смысла. Поэтому в последующие годы Саган несколько раз повторял свое предложение.

Карл Саган. Источник: lithub.com

Лед  тронулся в 1989 году, когда Voyager 2 осуществил пролет Нептуна и завершил основную часть своей миссии. После этого руководство NASA наконец-то дало добро на реализацию идеи Сагана.

«Семейный портрет» Солнечной системы

Съемка Земли потребовала тщательной подготовки, которая растянулась почти на полгода. Во-первых, инженерам было необходимо включить камеры Voyager 1 (их деактивировали сразу после пролета Сатурна в 1980 году) и убедиться, что они находятся в работоспособном состоянии. Во-вторых, требовалось составить план съемок. Дело в том, что Voyager 1 должен был сделать не просто снимок одной Земли, а настоящий «семейный портрет» и запечатлеть все планеты Солнечной системы. Поэтому специалистам миссии предстояло провести ряд расчетов, чтобы определить оптимальные параметры съемки для каждой из них.

Еще одним важным фактором была огромная дистанция. К тому моменту Voyager 1 удалился от Земли на 6 млрд км, и испущенному с планеты радиосигналу требовалось 5,5 часов, чтобы достичь аппарата. Это не могло не сказаться на скорости передачи данных, что существенно замедлило подготовку «фотосессии века».

Мозаика, показывающая сделанный Voyager 1 «семейный портрет» Солнечной системы. Источник: NASA

Наконец, после завершения всех калибровок и расчетов, Voyager 1 был подготовлен к съемке. 14 февраля 1990 года он сделал 60 снимков Солнечной системы, на которых оказались запечатлены Солнце, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Планеты Солнечной системы на «семейном портрете» Voyager 1. Источник: NASA

На «семейный портрет» не попали Меркурий, Марс и Плутон. Сделать снимок Меркурия помешала его близость к Солнцу, Марс оказался не виден из-за воздействия солнечного света на оптику камеры. Что касается еще считавшегося планетой Плутона, то в силу его малых размеров и значительного удаления от Солнца специалисты NASA решили даже не пытаться получить его снимок.

Фотография века

Разумеется, из всего «семейного портрета» Солнечной системы наибольшего внимания удостоился снимок, на котором была запечатлена маленькая бледно-голубая точка, занимавшая всего 0,12 пикселя.

Фотография Pale Blue Dot (оригинальная версия). Источник: NASA

В своей книге «Голубая точка. Космическое будущее человечества» Карл Саган так прокомментировал это фото:

«Взгляните еще раз на эту точку. Это здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, все когда-либо существовавшие люди прожили свои жизни на ней. Множество наших наслаждений и страданий, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических доктрин, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизаций, каждый король и крестьянин, каждая влюбленная пара, каждая мать и каждый отец, каждый способный ребенок, изобретатель и путешественник, каждый преподаватель этики, каждый лживый политик, каждая «суперзвезда», каждый «величайший лидер», каждый святой и грешник в истории нашего вида жили здесь — на соринке, подвешенной в солнечном луче.

Земля — очень маленькая сцена на безбрежной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы, в лучах славы и триумфа, они могли стать кратковременными хозяевами части песчинки. Подумайте о бесконечных жестокостях, совершаемых обитателями одного уголка этой точки над едва отличимыми обитателями другого уголка. О том, как часты меж ними разногласия, о том, как жаждут они убивать друг друга, о том, как горяча их ненависть.

Наши позерства, наша воображаемая значимость, иллюзия о нашем привилегированном статусе во Вселенной — все они пасуют перед этой точкой бледного цвета. Наша планета — лишь одинокая пылинка в окружающей космической тьме. В этой грандиозной пустоте нет ни намека на то, что кто-то придет нам на помощь, дабы спасти нас от нашего же невежества.

Земля — пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Нам больше некуда уйти — по крайней мере, в ближайшем будущем. Побывать — да. Колонизировать — еще нет. Нравится вам это или нет — Земля сейчас наш дом».

Спустя 32 года слова Сагана не только не потеряли, но, наоборот, прибавили в своей актуальности. Что касается самого снимка, то в наши дни он уверенно входит в список наиболее важных фотографий в истории. В 2020 году в честь тридцатилетнего юбилея Pale Blue Dot NASA даже опубликовала его версию в новой обработке.

Фотография Pale Blue Dot (обновленная версия). Источник: NASA

Pale Blue Dot стал последним снимком в истории программы Voyager. Даже если сейчас NASA вдруг захочет сделать новую версию этого кадра, у обоих аппаратов уже попросту не осталось энергии, чтобы вновь активировать свои камеры.

Впрочем, в обозримом будущем мы все же, возможно, получим «римейк» Pale Blue Dot. Исследующий пояс Койпера зонд New Horizons уже удалился от Земли дальше, чем Voyager 1 в 1990 году, и у него еще хватает энергии, чтобы сделать аналогичный снимок. Но пока что руководство NASA не торопится предпринимать подобные шаги, мотивируя это знакомыми опасениям, что солнечный свет может повредить оптику зонда. Но, как только New Horizons завершит основную часть своей миссии, у нас  появится неплохой шанс вновь увидеть, как выглядит Земля с дальних рубежей Солнечной системы. Возможно, это поможет напомнить человечеству, насколько же в самом деле хрупок наш мир.