Бетельгейзе не взорвется, просто у нее есть невидимый друг

Звезда Бетельгейзе — красный гигант, известный своим странным поведением. Его часто трактуют как то, что светило приближается к своему взрыву. Однако недавно ученые предположили, что у него может быть невидимый компаньон, который и ответственен за изменения яркости.

Бетельгейзе та її компаньйон
Бетельгейзе и ее компаньон. Источник: phys.org

Удивительное поведение Бетельгейзе

Бетельгейзе — светило в созвездии Ориона, которое в последние годы выступает героем сенсационных публикаций. Все ожидают, что в ближайшее время эта звезда должна превратиться в сверхновую. А все потому, что наблюдения за ней фиксируют постоянное изменение яркости.

Сначала Бетельгейзе тускнела, потом ее яркость начала восстанавливаться. Всем понятно, что это красный сверхгигант, который находится на финальных стадиях своего существования. Звезда пульсирует, то расширяясь, то сжимаясь, и много астрономов высказывают мнение, что, анализируя циклические изменения ее светимости, можно точно сказать, сколько ей осталось.

Однако сама цикличность выглядит очень странно. Существуют два периода колебаний, которые накладываются друг на друга: короткий (длительностью 1 год) и длинный (до 6 лет). И если с первым все более или менее понятно, это пульсации самой звезды, то относительно второй никакой уверенности у ученых нет.

Партнер Бетельгейзе

И вот тут-то появилось исследование ученых из Венгрии и США, публикация которого запланирована в журнале The Astrophysical Journal, а текст уже доступен на сайте препринтов arXiv. Само исследование посвящено моделированию возможных причин вторичной изменчивости.

Оно полностью исключило возможность внутреннего источника этих пульсаций, то есть они не поступают от самой гигантской звезды, что примерно в 100 тыс. раз ярче Солнца. Наиболее же вероятным объяснением оказалось наличие рядом с ней неизвестного компаньона.

Он находится настолько близко к Бетельгейзе, что ни один земной инструмент не может пока увидеть его присутствия. Однако эта небольшая звезда поглощает газ и пыль, которые выбрасывает красный гигант, и тем самым влияет на его светимость.

Когда умрет Бетельгейзе?

Что за объект является «компаньоном» Бетельгейзе, ученые до сих пор не уверены. Вполне возможно, что это — нейтронная звезда — ядро ​​умершего светила, обладающего чрезвычайно высокой плотностью и мощным магнитным полем. Но если бы это была именно она, астрономы фиксировали бы от Бетельгейзе мощный поток рентгеновского излучения, но его нет.

Поэтому более вероятным кажется вариант, согласно которому спутником Бетельгейзе является солнцеподобная звезда. На самом деле она может быть даже в два раза больше нашего светила, но все равно сравнимая по массе с ним. Именно на него ученые теперь будут охотиться.

Но остался главный вопрос. Если часть всех колебаний красного гиганта объясняется совсем не его состоянием, то чего теперь достойны все прогнозы относительно того, когда Бетельгейзе превратится в сверхновую? Ведь на самом деле это может произойти и за сто тысяч лет, ведь есть свидетельства, что свой нынешний вид звезда приобрела совсем недавно.

Охота на гравитационные волны: NASA показала прототип нового телескопа