Бетельгейзе: интересные факты о звезде, давшей название фильму «Битлджус»

На прошлой неделе в прокат вышел «Битлджус Битлджус» — сиквел культового комедийного фильма ужасов 1988 года. Уже сейчас его можно назвать успехом. Только в США картина Тима Бертона собрала 110 млн долларов за первый уик-энд проката. Это больше, чем общие сборы оригинала.

Название «Битлджус» является примером весьма любопытной игры слов. Дело в том, что настоящее имя заглавного героя картины совпадает с названием звезды Бетельгейзе. В английском языке существует целых четыре варианта ее транскрипции. Создатели выбрали в качестве названия фильма вариант «Битлджус», который созвучен c Beetlejuice («Жучиный сок»).

Так что по случаю выхода нового «Битлджуса» редакция Universe Space Tech подготовила подборку интересных фактов о звезде, которая подарила ему свое название.

Бетельгейзе одна из самых ярких звезд на земном небе

Бетельгейзе является полуправильной переменной звездой. Это значит, что ее яркость на небе меняется, при этом формы кривой блеска могут сильно отличаться в каждом цикле. В случае с Бетельгейзе, ее яркость колеблется в диапазоне от 0,0 до 1,6 звездной величины. Если считать по среднему значению в 0,5, она входит в десятку ярчайших звезд на земном небе.

Найти Бетельгейзе довольно просто. Это красно-оранжевая точка, которая расположена в левом верхнем углу фигуры охотника Ориона (или нижнем правом, если смотреть из южного полушария) — одного из самых известных астеризмов на земном небе, который дал название одноименному созвездию. Бетельгейзе можно увидеть практически со всей территории Земли, за исключением Антарктиды.

Любопытно, что астрономы до сих пор не могут определить точное расстояние до Бетельгейзе. По наиболее распространенным оценкам, оно лежит в диапазоне от 400 до 600 световых лет от Земли. Таким образом, Бетельгейзе является не просто одной из самых ярких звезд, но и одной из самых далеких звезд Млечного Пути, которые можно увидеть невооруженным глазом на земном небе.

Бетельгейзе в сотни раз больше Солнца

Бетельгейзе не только одна из самых ярких, но также и одна из самых крупных известных нам звезд. По разным оценкам, ее радиус превосходит радиус Солнца от 600 до 800 раз. Если поместить Бетельгейзе в центр Солнечной системы, то при минимальном предполагаемом размере она заполнит орбиту Марса, а при максимальном — достигнет орбиты Юпитера. Неудивительно, что Бетельгейзе стала первой после Солнце звездой, у которой астрономы сумели получить изображение диска и пятен на нем.

Изображение поверхности Бетельгейзе, полученное комплексом ALMA. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/E. O’Gorman/P. Kervella

Столь огромные размеры объясняются тем, что Бетельгейзе представляет собой красный сверхгигант. Несмотря на то, что возраст звезды вряд ли превышает несколько десятков миллионов лет, она уже сожгла запасы водородного горючего, что привело к ее стремительному расширению. Процесс этой «звездной агонии» сопровождается выбросом большого количества вещества в окружающее пространство.

Загадка цвета Бетельгейзе

Бетельгейзе известна своим характерным красноватым цветом, который отмечал еще живший во II веке н. э. Птолемей. Однако сделанные всего за три столетия до этого записи китайских астрономов приводят Бетельгейзе в качестве примера звезды желтого цвета. Кроме того, живший в I веке до н. э. древнеримский астроном Гай Юлий Гигин упоминал, что «звезда в правом плече Ориона» имеет цвет, подобный Сатурну. А он, как известно — желтый.

Изображение Бетельгейзе, сделанное наземным телескопом. Источник: ESO/Digitized Sky Survey 2

Если речь не идет о какой-то ошибке или неверном переводе, это означает, что превращение Бетельгейзе в красный гигант произошло примерно 2 тысячи лет тому назад, а масса светила сейчас составляет порядка 14 солнечных. Это очень важные сведения для астрономов, поскольку они позволяют оценить оставшийся срок жизни звезды.

«Великое потемнение» Бетельгейзе

Если изменение цвета Бетельгейзе 2 тысячи лет назад является предметом дискуссий, то ее т. н. «Великое потемнение» мы совсем недавно могли наблюдать в режиме реального времени. Оно продолжалось с 2019 по 2020 год. За это время видимая звездная величина Бетельгейзе уменьшилась с 0,5 до 1,5 и она выпала из двадцатки самых ярких звезд на земном небе. Некоторые издания всерьез писали, что Бетельгейзе вот-вот взорвется.

Сравнение изображений Бетельгейзе, сделанных в январе и декабре 2019 года. Источник: ESO/M. Montargès et al.

Конечно, никакого взрыва не произошло. В феврале 2020 года Бетельгейзе перестала тускнеть и затем восстановила привычную яркость. Но что вызвало ее «Великое потемнение»?

Астрономы предложили два основных объяснений феномена — возникновение гигантских звездных пятен или пылевые облака. Данные, полученные в ходе последующих наблюдений, в которых, в том числе, участвовал и телескоп Hubble, говорят, что обе гипотезы были до некоторой степени верны. Астрономы выяснили, что все началось с охлаждения одного из участков поверхности Бетельгейзе. Это привело к тому, что выброшенный звездой газ сконденсировался в пыль. Она частично заслонила звезду, что привело к ее видимому потускнению.

Бетельгейзе подозревают в каннибализме

Бетельгейзе является одиночной звездой. У нее нет каких-либо известных компаньонов — и это одна из основных причин, почему астрономам до сих пор достаточно сложно оценить ее массу. Впрочем, не исключено, что в прошлом система была двойной. Просто Бетельгейзе «съела» своего соседа.

Закрытая пылевым облаком Бетельгейзе в представлении художника. Источник: ESO, ESA/Hubble, M. Kornmesser

На это указывает то, что скорость вращения Бетельгейзе вокруг своей оси намного больше, чем у типичных красных сверхгигантов. Некоторые астрономы объясняют это тем, что по мере старения и расширения Бетельгейзе поглотила соседнюю звезду. Это увеличило скорость ее вращение и привело к «омоложению». Если это так, то Бетельгейзе старше, чем считают ученые.

Когда Бетельгейзе взорвется

Съела ли Бетельгейзе своего соседа и меняла ли недавно цвет — это не просто абстрактные вопросы для ученых. От ответов на них напрямую зависит ответ на другой вопрос, который задают даже те, кто не особо интересуется астрономией: когда именно Бетельгейзе взорвется?

Бетельгейзе в представлении художника. Источник: ESO/L. Calçada

То, что в будущем Бетельгейзе коллапсирует с образованием сверхновой не ставит под сомнение практически никто из представителей научного сообщества. Сразу стоит сказать, что в силу удаленности звезды, это событие не представляет угрозы для нашей планеты. Зато оно подарит ей весьма эффектное небесное зрелище. По некоторым оценкам, на пике блеск сверхновой сравняется с блеском полной Луны и ее можно будет увидеть даже днем. Неудивительно, что всякие псевдонаучные издания очень любят писать про скорый взрыв Бетельгейзе, который вот-вот состоится.

Как обычно, реальность намного сложнее. Оставшееся до взрыва Бетельгейзе время зависит от множества факторов, главными из которых является ее масса и время, прошедшее после превращения в красного гиганта. Если данные, что это произошло совсем недавно, верны, то нам придется ждать превращение Бетельгейзе в сверхновую еще целый миллион лет.

Конечно, существуют и другие оценки — благо, что многие физические параметры звезды до сих пор определены со значительной степенью погрешностью. Но все же, сейчас большинство ученых считают, что в течение как минимум ближайших ста тысяч лет Бетельгейзе точно не превратится в сверхновую. А это значит, что у Голливуда в запасе еще много времени для съемок новых фильмов про Битлджуса.