Белый карлик облетает нейтронную звезду всего за 50 минут

Ученые исследовали ультракомпактную двойную рентгеновскую звезду. Пульсар и белый карлик, которые ее образуют, вращаются друг вокруг друга всего за 50 минут. Ученые изучили необычные характеристики аккреционного диска вокруг первого из них.

Нейтронна зоря у подвійній рентгенівській системі
Нейтронная звезда в двойной рентгеновской системе. Источник: astrobites.org

Что такое двойные рентгеновские звезды

Ученые, работающие с космическим аппаратом Nuclear Spectroscopic Telescope Array (NuSTAR) и инструментом Neutron star Interior Composition Explorer (NICER), недавно опубликовали исследования экстремально тесной двойной рентгеновской звезды.

Подобные системы в основном состоят из черной дыры или нейтронной звезды и обычного светила или белого карлика. Они кружат друг вокруг друга на небольшом расстоянии. Это вызывает переток вещества на более тяжелый из компонентов и его аккрецию. Газ, падая на экстремальный объект, разогревается и порождает жесткое рентгеновское излучение, которое и регистрируют телескопы на Земле.

Рентгеновские двойные системы в зависимости от массы звезды-компаньона делятся на два класса: легкие и тяжелые. И вот именно среди первых существует разновидность, которая называется ультракороткопериодическими рентгеновскими двойными. К ним относят пары, в которых компоненты совершают один оборот вокруг друг друга менее чем за 80 мин.

Нейтронная звезда или черная дыра?

Система, которую исследовали ученые, имеет обозначение 4U 0614+091. Она была открыта еще в 1975 году. Известно, что период вращения ее компонентов составляет всего 50 минут и второй компаньон системы является белым карликом.

Что касается самого объекта, на который падает вещество, то относительно его природы ученые не уверены. NuSTAR наблюдал его пять раз, четыре из которых сопровождались исследованиями NICER. Главным выводом, который ученые сделали благодаря этим исследованиям, является то, что поток излучения, поступающий от системы, квазипериодически меняется.

При этом разные его составляющие ведут себя по-разному. Это объясняется сложным взаимодействием короны, которая и отвечает за большую часть радиации с аккреционным диском. Последний при этом меняет свой размер во время колебаний от 6 до 11,5 гравитационных радиусов тела, вокруг которого он вращается.

Такое поведение похоже на те случаи двойных рентгеновских систем малой массы, в которых одним из компонентов является черная дыра. Однако исследователи не спешат делать окончательный вывод в случае с 4U 0614+091. Возможно, это все же нейтронная звезда.

Неудачное исследование выявило странную особенность Млечного Пути