Аж поджилки трясутся! Почему мы видим полярные сияния все чаще?

Почему мы в последнее время видим увеличение количества сообщений о полярных сияниях? Фото и видео этого зрелищного явления все чаще заполоняют Интернет, причем не только из приполярных регионов планеты, но и из средних широт, в частности — из Украины.

Глубоко потрясенные геомагнитной бурей, разыгравшейся 10–11 мая 2024 года, которая позволила наблюдать полярные сияния как минимум до 18° ю.ш., мы пристально следим за космической погодой. Время от времени можно встретить фотографии слабого полярного сияния, сделанные фотографами из разных областей Украины.

Особенно яркими были снимки полярного сияния 11–13 августа, расцвеченные метеорами потока Персеид, пиковая активность которого пришлась как раз на те же дни.

Персеиды на фоне полярного сияния в ночь на 12–13 августа 2024 г. Bray Falls

Но как так случилось, что мы сейчас наблюдаем полярные сияния настолько часто? Ведь это явление не типично для Украины! Оно скорее ассоциируется с Финляндией, Норвегией или Канадой. На это влияет несколько факторов, которые можно разделить на 2 группы: физические и социальные.

Физические факторы

1. Магнитные полюса Земли меняют свое положение. Магнитные полюса нашей планеты не совпадают с географическими. А именно от их расположения зависит положение так называемого аврорального овала. В отличие от статического географического полюса, магнитный полюс планеты имеет тенденцию постепенно менять свое положение — дрейфовать. Дрейф магнитных полюсов — явление довольно типичное, но обычно с течением времени их расположение колеблется вблизи одного и того же положения. В течение последних трех десятков лет наблюдается аномально быстрый дрейф северного магнитного полюса Земли со стороны Канады в сторону Азии, то есть ближе к нам. В связи с этим постепенно увеличивается наша магнитная широта. В свою очередь это означает, что мы все ближе подходим к авроральному овалу и имеем все больше шансов увидеть полярное сияние.
Модель дрейфа северного магнитного полюса в течение 1590–2025 гг.
Авроральный овал во время геомагнитной бури 10 мая 2024 г.
  1. Высокая солнечная активность. Частота появления полярного сияния напрямую зависит от солнечной активности. Сейчас Солнце показывает активность близкую к пиковой в текущем 25 цикле. Наблюдается огромное количество групп пятен, причем некоторые из них бывают настолько большими, что их можно увидеть невооруженным глазом через специальный плотный фильтр. В свою очередь подобные группы пятен являются в определенном смысле «зонами риска». Именно здесь происходит деформация магнитных силовых линий и их переключение, что сопровождается мощными вспышками (внезапное выделение энергии в основном в виде рентгеновского излучения) и отрывом масштабных облаков солнечной плазмы, которые мы знаем как выбросы корональной массы Солнца, или CME — coronal mass ejection. Достигая Земли, солнечная плазма, окруженная магнитным полем, взаимодействует с магнитным полем и атмосферой планеты, возбуждая молекулы и отдельные атомы азота и кислорода: электроны попадают на более высокие энергетические уровни. Но такое состояние молекул и атомов является нестабильным. При спонтанном возвращении электронов на обычные уровни происходит излучение на той или иной длине волны, и именно его мы видим как полярное сияние.

Следовательно, с увеличением солнечной активности увеличивается и частота полярных сияний. Но текущий цикл активности является далеко не первым, и во время прошлого максимума должно было бы быть примерно то же самое. Как же так случилось, что именно сейчас настолько много сообщений и фото полярных сияний, значительно больше, чем в прошлых циклах? В игру вступают социальные факторы.

Солнечная активность и выброс корональной массы на снимках космических солнечных обсерваторий SDO и SOHO (23 июля 2024 г.)

Социальные факторы

1. Внимание к космической погоде и распространение информации. Высокая солнечная активность и полярные сияния мая привлекли к себе внимание общественности. Как и любое редкое или нетипичное явление, полярные сияния широко освещаются в СМИ и соцсетях. В свою очередь распространение соцсетей (по сравнению с прошлым максимумом активности), увеличение их популярности в последние годы и ускорение информации, приводят к тому, что все больше людей быстро реагируют на алерты. В частности — на сообщения о геомагнитной буре и вероятном приближении полярного сияния. Это стимулирует людей обращать больше внимания на то, что происходит в небе, а также делать фото и распространять их в соцсетях, еще больше популяризируя это явление. Кроме того, сейчас существует довольно много веб-сайтов, где можно отслеживать различные факторы космической погоды, а также приложений, которые оперативно сообщают о том, что в вашей местности может в ближайшее время наблюдаться сияние.
Полярное сияние и Персеиды над Украиной в ночь на 12 августа 2024 года, Сумская область. Источник: Антон Редькин
  1. Рост уровня аппаратуры для фиксации. По сравнению с прошлым максимумом солнечной активности в 2014 г. уровень фотокамер в смартфонах едва ли не у каждого из нас существенно повысился. Они стали более чувствительными, увеличилось разрешение, появилось больше настроек. В частности, на некоторых моделях можно установить более длительные экспозиции или даже специальный режим съемки ночного неба. Поэтому, даже если эхо полярного сияния не видно визуально, длительная выдержка поможет его зафиксировать фотографически.

Сейчас невозможно точно сказать, достигла ли на самом деле солнечная активность своего пика. Вполне вероятно, что нет, поскольку, по предварительным прогнозам, максимум должен произойти осенью этого года. Стоит также отметить, что вероятность увидеть полярные сияния на средних широтах несколько увеличивается ближе к равноденствию. Поэтому не исключено, что в сентябре-октябре нас ожидает очередное космическое шоу.