Аванс на полет к Апофису: ЕSА профинансировало разработку миссии Ramses

Европейское космическое агентство (ESA) подписало контракт стоимостью 63 млн евро с компанией OHB Italia SpA. Эти деньги будут потрачены на предварительную подготовку миссии Ramses, целью которой станет астероид Апофис.

Аппарат Ramses в представлении художника. Источник: ESA-Science Office

13 апреля 2029 года 375-метровый астероид Апофис пролетит на расстоянии 32 тысяч км от Земли. Это ближе, чем орбиты геостационарных спутников, что делает грядущее сближение крайне редким событием. Да, астрономы находили астероиды, пролетавшие на меньшем расстоянии от Земли, но при этом они имели намного меньшие размеры. По оценкам ученых, объекты размером с Апофис приближаются к Земле на столь близкое расстояние в среднем лишь раз в 5000–10000 лет.

Неудивительно, что к визиту Апофиса приковано такое внимание. В настоящее время проекты миссий к астероиду разрабатываются рядом стран и частных компаний. В этом году к ним присоединилось и ESA, объявившее о намерении запустить собственный аппарат к Апофису под названием Ramses.

За основу миссии будет взята конструкция недавно запущенного космического аппарата Hera, целью которого является двойной астероид Дидим. Ramses будет представлять собой его упрощенную версию, в которой для минимизации стоимости будет использована одноступенчатая архитектура.

Стоит отметить, что контракт ESA на 63 млн евро с компанией OHB по сути является авансом. Дело в том, что официально миссия Ramses еще не утверждена. Решение об этом может быть принято лишь на встрече министров стран ESA, которая пройдет лишь в конце 2025 года. Однако для того, чтобы Ramses был готов к запуску в начале 2028 года (это необходимо для того, чтобы космический аппарат смог прибыть к Апофису примерно за два месяца до его пролета) работа над миссией должна начаться уже сейчас.

Контракт позволит OHB приступить к закупкам товаров с длительным сроком поставки и завершить разработку космического аппарата. Он также позволит ESA координировать работы с другими космическими агентствами, которые намереваются отправить свои аппараты к Апофису. Средства для контракта были выделены из фондов Программы общих вспомогательных технологий и Программы космической безопасности. Еще около 20 млн евро поступили от проекта Hera, разработчики которой сумели сэкономить и уложиться в сумму, меньшую чем выделенный для миссии бюджет.

Пока что ESA не сообщило о предполагаемой общей стоимости Ramses. Уже упомянутая Hera обошлась агентству в 363 млн евро.

Ранее мы рассказывали, что японская ракета запустит первую в истории арабскую миссию к астероидам.

По материалам ESA