Атмосферой Юпитера распространялась тепловая волна

В атмосфере Юпитера наблюдалась тепловая волна с температурой 700 градусов по Цельсию и размером в несколько раз больше Земли. По мнению ученых, ее причиной стали полярные сияния.

Магнитные поля Юпитера
Магнитные поля Юпитера. Источник: www.sciencenews.org

Тепловая волна на Юпитере

В прошлом году ученые из Японского агентства аэрокосмических исследований составляли тепловую карту атмосферы Юпитера. Непосредственно при наблюдении за ним они заметили, что в атмосфере планеты от северного полюса до экватора распространяется тепловая волна колоссальных масштабов.

Поперечник теплового пятна составлял 130 тыс. км, что примерно в десять раз больше диаметра Земли. Температура в нем повысилась до 700 градусов по Цельсию, а двигалась волна со скоростью 2400 м/с.

Ученые смогли установить, что тепловая волна тесно связана с полярными сияниями на полюсах Юпитера. Непосредственно перед ней на атмосферу гигантской планеты попал поток интенсивного излучения от солнечной вспышки.

Тайна тепла планеты

Наблюдение за волной энергии на Юпитере позволило разгадать загадку, появившуюся еще в 50-е годы 20 века. Тогда было обнаружено, что атмосфера гигантской планеты имеет температуру 420 градусов Цельсия, в то время как Солнце могло бы ее разогреть только до -73.

Откуда берется остальная энергия, было непонятно, хотя в последние годы ученые все больше убеждались, что ее источником могут быть полярные сияния. Они возникают, когда заряженные частицы направляются по силовым линиям магнитного поля и врезаются в атмосферу планеты, передавая ей энергию.

Тепловая волна на Юпитере
Тепловая волна на Юпитере. Источник: www.sciencealert.com

Юпитер имеет очень мощные полярные сияния, которые, в отличие от Земли, присутствуют на нем постоянно. Правда, большей частью излучение происходит не в видимом диапазоне, поэтому узнали о них относительно недавно. В основном за них ответственен поток частиц, выброшенный вулканами на спутнике планеты Ио. Они формируют тор вокруг Юпитера, который постоянно оседает на планету и вызывает полярные сияния, разогревающие атмосферу.

Однако новые исследования свидетельствуют, что не только спутник, извергающий диоксид серы, отвечает за нагрев атмосферы газового гиганта. Солнце, от которого планета находится в пять раз дальше, чем Земля, все же вносит свой вклад в его разогрев.

По материалам www.sciencealert.com