Астрономические события октября: яркая комета, метеоры и лунное суперполнолуние

Октябрь этого года подарит нам кучу интересных и зрелищных событий. Начнется месяц с кольцеобразного солнечного затмения, которое можно будет увидеть на юге Южной Америки. Весь месяц будет продолжаться активность метеорного потока Ориониды. С яркими планетами нам тоже повезет: продолжается сезон видимости Сатурна, улучшаются условия наблюдения Юпитера и Марса. А во второй половине месяца низко над юго-западом, сразу как спрячется Солнце, можно будет рассмотреть красавицу Венеру.

Но, пожалуй, самым ожидаемым событием станет появление яркой кометы, которая 12 октября приблизится к Земле на наименьшее расстояние.

Перечень событий

👀 🔭 📷 2 октября — новолуние; кольцеобразное солнечное затмение (юг Южной Америки).

👀 🔭 📷 5 октября — соединение Луны с Венерой.

👀 🔭 📷 7 октября — вечером на юго-западе Луна рядом с красноватой звездой Антарес (α Скорпиона). Наименьшее расстояние в 0,2° будет в 22:34, когда они уже скроются под горизонтом.

👀 🔭 📷 12 октября — комета C/2023 A3 (Tsuchinshan-ATLAS) пройдет на наименьшем расстоянии от Земли.

👀 🔭 📷 14 октября — близкое сопряжение Луны с Сатурном.

👀 🔭 📷 15 октября — Луна (96%) в соединении с Нептуном (7,7m). В 20:06 они окажутся на наименьшем расстоянии — 0,4°.

👀 🔭 📷 17 октября — Лунное суперполнолуние — третье и самое большое в текущем сезоне. Точное время — 14:26, для Украины в этот момент Луна будет еще под горизонтом.

👀 🔭 📷 19 октября — Луна пройдет рядом с рассеянным звездным скоплением Плеяды.

👀 🔭 📷 21 октября — максимум метеорного потока Ориониды.

👀 🔭 📷 23 октября — Луна (56%) в соединении с Марсом (+0,2m). Точное время — 22:55, когда оба тела только появятся над горизонтом и будут находиться на расстоянии 3,2° друг от друга.

Детальный обзор самых интересных событий

2 октября: новолуние и кольцеобразное солнечное затмение

Солнечные затмения происходят тогда, когда Луна проходит ровно между нами и Солнцем. Благодаря тому, что орбита нашего спутника несколько удлиненная, видимые угловые размеры Луны немного меняются. 2 октября она окажется в апогее — наиболее удаленной от Земли точке, будет казаться меньше Солнца и не сможет его полностью закрыть от земного наблюдателя. Даже в максимальной фазе останется «огненное кольцо». Полоса затмения пройдет в основном по Тихому океану, а на суше максимальную фазу можно будет наблюдать только на юге Южной Америки.

Кольцеобразное солнечное затмение 20 мая 2012 года. Фото: Kevin Baird

Хотя у нас это затмение видно не будет, фаза новой Луны предоставляет больше возможностей наблюдать слабые объекты глубокого космоса. Если вы только начинаете знакомство с галактиками, туманностями и звездными скоплениями, то советуем в этом месяце обратить внимание на Галактику Андромеды (М31), пару рассеянных скоплений NGC 869 и NGC 884 в Персее, планетарную туманность «Кольцо» (М57) в Лире, а также Галактику Треугольника (М33). Все перечисленное довольно просто рассмотреть в небольшой телескоп или бинокль, а объекты первых двух пунктов можно увидеть даже невооруженным глазом при условии пригородного неба. Особое наслаждение вам предоставят россыпи звезд скоплений NGC 869 и NGC 884. Сориентироваться на звездном небе помогут электронные планетарии.

5 октября: соединение Луны с Венерой

👀 📷 — хорошо подходит для визуальных наблюдений и фото

Низко над юго-западным горизонтом серпик молодой Луны (фаза 8%) окажется в 3° под Венерой (-3,9m). Для наблюдений будет очень мало времени — всего около 20–30 минут сразу после захода Солнца. Но очаровательная яркая пара доставит эстетическое наслаждение невооруженному глазу и предоставит возможность фотографам сделать замечательные фотографии.

12 октября: комета C/2023 A3 (Цзыцзиньшань — ATLAS) пройдет на наименьшем расстоянии от Земли

👀 🔭 📷 — подходит для наблюдений невооруженным глазом, с помощью бинокля или телескопа, а также для фото

27 сентября комета успешно прошла перигелий (ближайшую к Солнцу точку своей орбиты) и начала приближаться к Земле. А 12 октября она окажется в 71 млн км от нас, и именно в это время открывается наиболее благоприятное окно для наблюдений из Северного полушария. Следующие две-три недели комета будет видна низко над западным горизонтом примерно через 40–50 минут после захода Солнца. Лучшими датами для наблюдений будут 12–15 октября, когда комета должна стать видимой невооруженным глазом. Для дальнейших наблюдений может понадобиться бинокль или телескоп, поскольку комета будет быстро терять яркость.
14 октября Цзыцзиньшань — ATLAS пересечет плоскость земной орбиты, и это событие может сопровождаться появлением антихвоста — тонкого хвостика, направленного в сторону Солнца.

Комета C/2023 A3 (Tsuchinshan-ATLAS) 28 сентября 2024 года над обсерваториями Cerro Murphy и VLT. Фото: Dawid Moździerski

14 октября: соединение Луны с Сатурном

👀 🔭 📷 — рекомендовано как для визуальных наблюдений с оптическими приборами и без них, так и для фото

Всю ночь с 14 на 15 октября Луна (фаза 90%) будет сопровождать Сатурн (0,7m), а в 21:48 приблизится к нему на 0,75°, давая возможность поймать оба объекта в одно поле зрения бинокля или небольшого телескопа. В южных частях Африки и Евразии будет наблюдаться покрытие – на некоторое время Сатурн полностью скроется за Луной. При планировании наблюдений учитывайте, что Луна будет значительно ярче Сатурна.

Луна и Сатурн непосредственно перед покрытием. Фото: Gianluca Belgrado

19 октября: Луна рядом с Плеядами

🔭 📷 — рекомендуется для наблюдений с телескопом или биноклем, а также для фото

В ночь с 19 на 20 октября Луна пройдет непосредственно вблизи рассеянного скопления Плеяды (M45) в созвездии Тельца, приблизившись в 22:59 на минимальное расстояние в 0,1°. Яркое сияние нашего спутника в фазе 98% затмит звезды скопления, поэтому для наблюдений лучше вооружиться биноклем или телескопом. То же самое стоит учитывать и при фотографировании: сияние почти полной Луны ощутимо доминирует над далекими звездами.

Луна и Плеяды, HDR фото: Preston Dyches

21 октября: максимум метеорного потока Ориониды, ZHR = 20

👀 — рекомендуется наблюдать визуально

Ориониды обычно проявляют активность со 2 октября по 7 ноября, а пик 21 октября не очень выражен, то есть обильность потока за пару дней до и после максимума активности не будут существенно отличаться. С ZHR = 20, Ориониды считаются достаточно мощным потоком, но в этом году наблюдениям будет мешать убывающая Луна в фазе 80%. Радиант потока поднимается над горизонтом после 22:00, когда Луна уже ярко сияет.

Ориониды происходят от знаменитой кометы Галлея (1P/Halley), с которой также связан весенний метеорный поток Эта-Аквариды. Крошечные пылевые частицы сталкиваются с земной атмосферой на скорости 66 км/с, порождая «падающие звезды» потока Орионид. Благодаря большой скорости вспышки метеоров этого потока довольно яркие и кратковременные.

Композитное изображение охватывает около 50 ярких метеоров потока Ориониды, которые поймал Petr Horálek в течение 2015-2022 гг.

В кольце огня: прямая трансляция солнечного затмения