Астрономическая загадка 1181 года: ученые приблизились к полной разгадке «звезды-зомби»

Более 800 лет назад, в 1181 году, китайские и японские астрономы стали свидетелями необычного явления: яркая звезда сияла на небе в течение шести месяцев, а затем внезапно исчезла. Они стали первыми, кто письменно зафиксировал взрыв сверхновой. В наше время это явление, известное как SN 1181, стало астрономической загадкой, которую пытаются разгадать ученые.

SN 1181
Сверхновая SN 1181, которая образовалась в результате драматического столкновения двух белых карликов, была изучена с помощью исторической документации и передовой астрономии. Остатки были обнаружены в созвездии Кассиопеи. Авторство: SciTechDaily.com

В 2021 году команда исследователей из Манчестерского университета, руководствуясь наблюдениями астронома-любителя из Лос-Анджелеса, определила вероятное место происхождения SN 1181. Это туманность, расположенная в созвездии Кассиопеи на расстоянии около 7000 световых лет. Обычно сверхновая типа Ia, к которой относится SN 1181, уничтожает белую карликовую звезду, вызвавшую взрыв.

SN 1181
Рентгеновские наблюдения SN 1181 с помощью телескопа XMM-Newton Европейского космического агентства показывают размеры сверхновой туманности и белого карлика в центре. Фото: NASA / CXC / ESA

Однако SN 1181 не была типичным событием. Вместо полного уничтожения она оставила после себя «звезду-зомби», которая до сих пор вращается в ядре туманности Кассиопеи. Это необычное явление указывает на то, что SN 1181 была редкой сверхновой типа Iax, вызванной слиянием двух белых карликов. Это привело к образованию звезды, лишенной обычных элементов, таких как водород и гелий.

Исследование, опубликованное в июле 2023 года в журнале The Astrophysical Journal под руководством Такатоши Ко из Токийского университета, подтвердило тип Iax этой сверхновой с помощью компьютерного моделирования. Они обнаружили две модели ударных волн, одна из которых указывала на то, что «звезда-зомби» могла повторно вспыхнуть в течение последних 100 лет, несмотря на то, что была мертвой.

SN 1181
Обсерватория NASA Wide-field Infrared Space Explorer показала туманность в инфракрасном свете. Фото: NASA / JPL / Caltech

По мнению исследователей, возможный сценарий заключается в том, что взрыв оставил достаточно обломков, которые впоследствии упали обратно на белую карликовую звезду, вызвав повторную вспышку.

Сейчас астрономы направляют свои самые мощные телескопы на остаток SN 1181, чтобы раскрыть ее тайны. Среди них инструмент Subaru на Гавайях и радиообсерватория Very Large Array в Нью-Мексико. Они могут предоставить необходимые данные, чтобы понять, что снова зажгло эту звезду, и разгадать ее тайну.

Ранее мы сообщали о том, как сверхновая позволила определить расстояние до далекой галактики.

По материалам techspot.com