Астрономы измерили скорость ветра в атмосфере коричневого карлика

Команда американских астрономов нашла способ измерить скорость ветра в атмосфере коричневого карлика 2MASS J10475385+2124234, расположенного на расстоянии 34 световых лет от Солнца в созвездии Льва. По размеру этот объект сравним с Юпитером, но в 40 раз превышает его по массе.

Для исследований коричневого карлика астрономы использовали метод, ранее применявшийся для определения скорости ветра на Юпитере. Его суть заключается в расчете разницы между периодами вращения тела вокруг оси, определенными по результатам наблюдений в радиодиапазоне и в видимых/инфракрасных лучах.

Радиоизлучение Юпитера связано с магнитным полем, которое генерируется во внутренних слоях, ведущих себя подобно твердому телу. Таким образом, период его изменений соответствует периоду вращения «внутренностей» планеты. В свою очередь, колебания интенсивности излучения в видимом и инфракрасном диапазоне соответствует вращению планетной атмосферы. Знание этих двух параметров дает возможность вычислить среднюю скорость ветра в экваториальных широтах.

Поскольку радиоизлучение коричневых карликов возникает благодаря тем же физическим процессам, что и на газовых гигантах вроде Юпитера, астрономы решили прибегнуть к этому методу. Для этого они воспользовались данными наблюдений, выполненных массивом радиотелескопов VLT и инфракрасным телескопом Spitzer. Дальнейшие расчеты показали, что скорость ветра в атмосфере 2MASS J10475385+2124234 составляет примерно 2300 км/ч. Аналогичный показатель для экваториальной области Юпитера составляет 370 км/ч. По словам авторов исследования, полученные ими результаты согласуются с теоретическими предсказаниями и данными моделирования.

По материалам https://phys.org