Астрономы установили возраст самого молодого магнетара Млечного пути

12 марта 2020 г. обсерватория Swif зарегистрировала вспышку рентгеновского излучения. Последующий анализ данных показал, что ее источником является нейтронная звезда, расположенная на расстоянии порядка 16 тыс. световых лет от Солнца в созвездии Стрельца. Объект получил обозначение Swift J1818.0−160.

Изображение магнетара J1818.0−160, полученное телескопом XMM-Newton. Источник: ESA/XMM-Newton; P. Esposito et al. (2020)

На первый взгляд эта находка выглядела рядовым событием, ведь астрономы уже обнаружили в нашей Галактике свыше 3000 нейтронных звезд. Однако Swift J1818.0−160 оказался намного более интересным объектом, чем казалось изначально. Последующие наблюдения, выполненные при помощи рентгеновских обсерваторий XMM-Newton и NuSTAR, показали, что мощность его магнитного поля в тысячу раз превосходит мощность магнитного поля типичной нейтронной звезды. Астрономы называют такие тела магнетарами. Они встречаются довольно редко — в среднем один подобный объект на сотню нейтронных звезд.

Масса J1818.0−160 почти вдвое превосходит солнечную, он совершает один оборот вокруг своей оси за 1,36 секунды, являясь источником рентгеновского и гамма-излучения. Время от времени нейтронная звезда производит мощные вспышки, благодаря одной из которых ее и удалось обнаружить. Помимо этого, объект также испускает радиоволны. Таким образом, он одновременно является радиопульсаром. На данный момент астрономам известны лишь пять магнетаров, являющихся источниками радиоизлучения.

Магнетар в представлении художника. Источник: ESA

Но все же самым интересным оказался возраст объекта. Анализ данных, собранных в ходе серии последних наблюдений, показал, что J1818.0−160 является самой молодой из всех уже открытых нейтронных звезд. Его наблюдаемый возраст составляет всего 240 лет — таким образом, магнетар является «ровесником» американской войны за независимость.

Астрономические архивы не содержат никаких сведений о появлении на небе новых звезд в тот период времени. По всей вероятности, видимый свет от породившей магнетар сверхновой не дошел до нас из-за облаков межзвездной пыли. В любой случае, открытие J1818.0−160 стало очень большой удачей для астрономов, поскольку оно предоставило им возможность пронаблюдать ранние стадии эволюции столь экзотического объекта.

По материалам: https://www.esa.int