Астрономы связали нейтрино с черной дырой

Нейтрино считаются одними из самых трудноуловимых частиц. Они обладают чрезвычайно малой массой и практически ни с чем не взаимодействуют. Благодаря этому обстоятельству они способны проходить сквозь целые планеты и даже звезды. Для поиска нейтрино ученые используют специальные детекторы, которые строят глубоко под земной поверхностью, как можно дальше от источников других частиц.

Детектор нейтрино. Источник: Kamioka Observatory, ICRR (Institute for Cosmic Ray Research), The University of Tokyo

Один из нейтринных детекторов расположен под антарктической станцией Амундсен-Скотт. 1 октября 2019 года он зарегистрировал чрезвычайно высокоэнергетическое нейтрино, врезавшееся в антарктический лед с энергией более 100 ТэВ. Это как минимум в десять раз больше максимальной энергии, которой можно достичь в ходе экспериментов в Большом адронном коллайдере.

В ходе последующего анализа исследователи достаточно быстро вычислили участок неба, откуда пришло нейтрино. Оказалось, что он совпадает с положением галактики 2MASX J20570298 + 1412165. Этот далекий объект привлек внимание астрономов 9 апреля 2019 года. Тогда расположенная в его центре сверхмассивная черная дыра, масса которой в 30 млн раз превышает солнечную, разорвала близко подошедшее к ней светило. Часть звездной материи была выброшена в космос, а часть осталась в аккреционном диске. В дальнейшем она разогрелась до высокой температуры и начала ярко светиться.

Галактика 2MASX J20570298+1412165. Источник: NASA

По оценкам ученых, вероятность того, что это простое совпадение, составляет всего 1 к 500. Основной вопрос заключается в том, где именно образовалось нейтрино. Согласно одной из версий, местом его «рождения» может быть внутренняя часть аккреционного диска, по другой — один из джетов черной дыры.

Разрушение звезды черной дырой (концепт). Источник: DESY, Science Communication Lab

Событие 1 октября 2019 года стало вторым случаем в истории, когда астрономам удалось определить источник внегалактического нейтрино. Первый случай имел место еще в 1987 году и связан со сверхновой SN 1987A, вспыхнувшей в Большой Магеллановом Облаке.