Астрономы предложили несколько объяснений активности Бенну

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Вскоре после того, как аппарат OSIRIS-REx вышел на орбиту вокруг астероида Бенну (101955 Bennu), ученые обнаружили весьма неожиданный феномен. Оказалось, что время от времени с поверхности малого тела происходят выбросы пылевых частиц и небольших фрагментов.

Выброс вещества с поверхности астероида Бенну. Источник: NASA/Goddard/University of Arizona/Lockheed Martin

Три крупнейших подобных выброса наблюдались 6 и 19 января, а также 11 февраля 2019 г. Источник первого из них располагался в южном полушарии Бенну, двух остальных — в экваториальной области. Все три события произошли поздним вечером (по местному времени), когда Солнце уже клонилось к закату.

Изучив снимки, сделанные зондом OSIRIS-REx, ученые установили, что скорость выбрасываемых частиц достигала 3 м/с. Некоторые из них имели поперечник до 10 см. После выброса часть вещества выходила на орбиту вокруг Бенну и затем оседала на его поверхность, а часть улетала в окружающее пространство.

Траектории частиц, выбрасываемых с поверхности Бенну. Источник: NASA/Goddard/University of Arizona/Lauretta & Hergenrother et al., Science 10.1126

Команда исследователей перебрала множество возможных механизмов и остановилась на трех гипотезах, способных объяснить причину наблюдаемых явлений — столкновения с другими телами, растрескивание астероида и высвобождение водяного пара. Согласно первой версии, выбросы могут быть вызваны столкновениями Бенну с метеороидами. Траектории выброшенных частиц согласуются с этой гипотезой. В то же время вероятность того, что астероид пережил три столкновения в течение всего пяти недель, не слишком велика.

Суть второй гипотезы заключается в том, что из-за больших температурных перепадов поверхность Бенну постепенно растрескивается, а образовавшиеся обломки улетают в космос. В поддержку этой версии свидетельствует то, что все три события произошли примерно в одно и то же «местное время».

Композитное изображение поверхности Бенну, составленное из 12 кадров, сделанных с расстояния 24 км. Ширина астероида на изображении составляет 1500 пикселей. Источник: NASA/Goddard/University of Arizona

Наконец, согласно последней гипотезе, под поверхностью астероида могут располагаться залежи водяного льда. В результате нагрева Солнцем лед сублимирует, что приводит к наблюдаемым выбросам. Если эта гипотеза верна — значит, Бенну сформировался намного дальше Главного астероидного пояса и переместился на нынешнюю орбиту сравнительно недавно.

Пока исследователи не остановили свой выбор ни на одной из трех перечисленных гипотез. Они даже допускают, что активность Бенну может объясняться сразу несколькими из предложенных механизмов.