Астрономы открыли тройную систему с рекордно малым периодом обращения

Астрономы смогли установить, что звездная система TIC 290061484 на самом деле тройная. При этом даже самое отдаленное из трех светил делает один оборот вокруг двух других только за 25 земных суток. Этот результат был достигнут благодаря применению искусственного интеллекта и помощи любителей.

Система TIC 290061484
Система TIC 290061484. Источник: phys.org

Рекордная тройная система

2 октября в журнале The Astrophysical Journal появилась статья исследователей из Космического центра им. Годдарда, в которой они сообщают об открытии тройной звездной системы с рекордно малым периодом вращения компонентов.

Звездная система TIC 290061484 находится в созвездии Лебедя. Центральная пара светил в ней вращается одна вокруг другой с периодом только в 1,8 суток. Третье же светило совершает один оборот вокруг них за 25 суток.

В общем, система трех звезд полностью могла бы уместиться внутри орбиты Меркурия. Мы видим ее практически «с ребра». Благодаря этому мы знаем, что все три звезды вращаются практически в одной плоскости и система, невзирая на всю свою тесноту, стабильна.

TIC 290061484 будет оставаться стабильной еще по крайней мере 20–40 млн лет. Однако в конце концов звезды начнут увеличивать свою светимость и две центральные таки сольются в одно целое. Но до этого еще очень далеко.

Как обнаружить тройную звездную систему?

Интересно, что прошлый рекорд «тесноты» тройной звездной системы держался с 1956 года. В той системе самая отдаленная звезда делает один оборот за 33 суток. Теперь же понятно, что это далеко не предел.

Чтобы выяснить параметры системы TIC 290061484, ученым пришлось изрядно поработать с данными спутника NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS). Этот аппарат известен тем, что открыл тысячи планет за пределами Солнечной системы. Однако в этот раз задача действительно была нестандартной.

Для того, чтобы воспроизвести вращение всех трех компонентов, астрономы сначала применили систему искусственного интеллекта, которая училась на предыдущих наблюдениях. А потом уже отфильтрованные данные еще раз пересмотрели астрономы-любители, которые потратили на эту задачу кучу времени.

В конце концов тайна системы TIC 290061484 была разгадана. Теперь ученые нацелились на поиск более тесных тройных систем. При этом они рассчитывают на космический телескоп Nancy Grace Roman, который должны запустить на орбиту в будущем.

Космические приключения независимой Украины: 7 лучших писателей-фантастов