Астрономы открыли радиопузырь в галактике NGC 4217

NGC 4217 — близкая к нам спиральная галактика, в которой наблюдается интенсивное звездообразование. Недавно ученые наблюдали за ней с помощью радиотелескопов и обнаружили, что над центром этой звездной системы поднимается гигантский радиопузырь.

Галактика NGC 4217
Галактика NGC 4217. Источник: https: www.sci.news

Галактика NGC 4217

Недавно группа астрономов во главе с Фолькером Хизеном из Гамбургского университета в Германии использовала очень большой массив Янского (JVLA) и низкочастотный массив (LOFAR), чтобы поближе рассмотреть галактику NGC 4217 в радиодиапазоне.

NGC 4217 — хорошо известная ученым звездная система, которая находится в 61,6 млн световых лет от нас. Это относительно недалеко по сравнению с видимой частью Вселенной. Эта галактика относится к спиральным, как и Млечный Путь. Видим мы ее преимущественно из ребра.

Также эта галактика известна активным звездообразованием. Молодые светила рождаются и умирают в ней гораздо чаще, чем в Млечном Пути. К тому же вокруг нее на расстоянии 16 тыс. св. лет обнаружено радиогало — область, излучающая электромагнитные волны длиннее видимого и инфракрасного света.

Радиопузырь

У NGC 4217 много пыли и газа, скопления которых и генерируют все это излучение. Но теперь они решили повнимательнее присмотреться к ней. С этой целью были применены радиотелескопы LOFAR и JVLA. В основном они работали на частоте 144 МГц.

Именно благодаря этим наблюдениям был обнаружен компонент, ранее исследователи не видели. Это видимый только в радиодиапазоне пузырь, который простирается на 65 тыс. св. лет от звездного диска над его центром.

Понятно, что на самом деле это область очень разреженного, но сильно ионизированного газа. Подобные образования астрономы видят не в первый раз. В частности, подобные пузыри поднимаются и над центром Млечного Пути. Но в таком случае наблюдения показывают, что ее высота над плоскостью NGC 4217 составляет 19 200 св. лет для частоты 144 МГц и 9400 св. лет для частоты 3 МГц

Это ощутимо больше, чем обычно наблюдается в таких случаях. Основная теория ученых состоит в том, что именно большое количество сверхновых в галактике обеспечивает дополнительное «надувание» пузырьков. Но при этом они признают, что такой механизм не может полностью объяснить их размер.

Властелин колец: Hubble сфотографировал искрящуюся галактику