Астрономы обнаружили землеподобную «планету-сироту»

Международная команда астрономов объявила об открытии новой «свободноплавающей» экзопланеты (rogue planet). Так называют планетоподобные тела, которые не обращаются вокруг каких-либо светил, коричневых карликов или нейтронных звезд, а свободно путешествуют в межзвездном пространстве.

Планета-сирота в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

Поиск подобных тел является крайне сложной задачей. Разогретые до высоких температур недавно сформировавшиеся массивные «планеты-сироты» еще можно обнаружить по их инфракрасному излучению. Но во всех остальных случаях единственным доступным методом остается поиск событий микролинзирования. Они происходят, когда гравитационное поле более близкого объекта, подобно линзе, концентрирует свет от далекой фоновой звезды и на какое-то время делает ее ярче.

Поскольку шансы увидеть микролинзирование конкретно взятой звезды весьма малы, астрономы повышают эту вероятность путем отслеживания сотен миллионов светил в центре Млечного Пути. Именно таким образом им и удалось обнаружить событие OGLE-2016-BLG-1928. Оно оказалось самым коротким из когда-либо зарегистрированных. Его продолжительность составила всего 42 минуты.

Событие микролинзирования в представлении художника. Источник: Jan Skowron / Astronomical Observatory, University of Warsaw

Последующий анализ показал, что событие OGLE-2016-BLG-1928 было вызвано относительно небольшим объектом. Его масса лежит в диапазоне между массами Марса и Земли. На данный момент это самая маленькая «планета-сирота», найденная астрономами.

Что касается происхождения подобных планет, то большинство исследователей сомневается в возможности их самостоятельного формирования. Скорее всего, изначально они являлись частью каких-то звездных систем, а затем были выброшены в межзвездное пространстве в результате гравитационного взаимодействия с другими телами.

Телескоп James Webb разгадывает тайну рождения Крабовидной туманности