Астрономы не нашли инопланетных передач между планетами системы TRAPPIST-1

Участники проекта SETI сканировали звездную систему TRAPPIST-1 в поисках инопланетных радиопередач. Им не удалось найти сигналов, которые могли бы иметь техногенное происхождение.

Система TRAPPIST-1 в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

Большинство поисков внеземных цивилизаций строится на предположении, что пришельцы будут предпринимать активные усилия, чтобы заявить о своем существовании и использовать для этой цели что-то вроде маяков. Однако, если речь идет о случайных передачах, не предназначенных для межзвездных коммуникаций, ситуация становится намного сложнее. Так, используемые для программы SETI приемники, имеют предел чувствительности к минимальной мощности передатчика, превышающий все, что человечество сейчас непреднамеренно посылает в космос.

Группа исследователей из SETI решила проверить одну из возможных стратегий поиска, позволяющую найти случайные сигналы с использованием уже имеющихся технологий. Она основана на предположении, что если в звездной системе имеется несколько обитаемых планет, то мы можем зафиксировать их разговоры друг с другом, когда передатчик и приемник выровнены по одной линии с Землей. В таких случаях сигналы могут «просачиваться» из системы и быть пойманы нашими радиотелескопами.

Схема, демонстрирующая способ обнаружения переговоров между двумя планетами в другой звездной системе с Земли. Источник: Zayna Sheikh

В качестве цели астрономы выбрали красный карлик TRAPPIST-1. Он расположен на расстоянии 41 светового года от Солнца и знаменит тем, что вокруг него обращается семь каменных экзопланет. Орбиты трех из них пролегает в зоне обитаемости.

Для поисков инопланетных передач была задействована радиообсерватория ATA, которая недавно прошла модернизацию. В течение 28 часов команда сканировала широкий диапазон частот в поисках узкополосных сигналов, которые считаются возможными признаками инопланетных технологий. Отфильтровав миллионы потенциальных сигналов, исследователи оставили около 11 тысяч кандидатов для детального анализа. 2264 из них были обнаружены во время прогнозируемого окна выравнивания экзопланет.

Последующий анализ показал, что ни один из этих сигналов не имел техногенного происхождения. Однако хотя поиски и не увенчались успехом, по словам ученых они получили ценный опыт поисков. Он найдет применение после ввода в строй новых, более мощных обсерваторий.

Ранее мы рассказывали, как жители американского города Лексингтон пригласили инопланетян с TRAPPIST-1 посетить Землю и выпить бурбон.

По материалам SETI