Астрономы наблюдают за ближайшим приливным разрушением звезды

Астрономы стремятся больше узнать о природе поглощения звезд сверхмассивными черными дырами. Для этого они исследуют событие приливного разрушения, находящееся относительно близко от нас.

Событие приливного разрушения
Событие приливного разрушения. Источник: ESA/C. Carreau

Событие приливного разрушения

Международная команда астрономов провела многоволновые наблюдения AT 2023clx — ближайшего к Земле приливного разрушения (TDE). Результаты исследования, опубликованные 22 января на сервере препринтов arXiv, дают важную информацию о свойствах этого события.

TDE — это астрономические явления, которые происходят, когда звезда проходит достаточно близко к сверхмассивной черной дыре и ее разрывают приливные силы последней, вызывая процесс разрушения. После этого остатки светила начинают падать на ее убийцу и вызывают вспышку излучения, которая сигнализирует, что что-то произошло.

Расположенная на расстоянии 155,8 млн световых лет от нас, в ядре галактики NGC 3799, AT 2023clx является ближайшей из известных по оптическим наблюдениям TDE. Первоначально она была идентифицирована как транзиент в 2014 году, а в июле 2023 года была отнесена к приливному событию. С максимальной светимостью черного тела на уровне лишь 4,56 триллиона эрг/с, это приливное явление является одним из самых слабых известных.

Наблюдения AT 2023clx различными инструментами

Учитывая, что AT 2023clx является недавно открытой TDE, о ее свойствах известно очень мало. Именно поэтому группа астрономов под руководством Паноса Чаралампопулоса из Университета Турку в Финляндии провела широкое исследование приливного события в оптическом, ближнем инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах. Для этого они использовали различные космические телескопы и наземные средства наблюдения, в том числе и космический аппарат NASA Swift и Северный оптический телескоп (NOT).

Наблюдения показали, что AT 2023clx имеет пиковую абсолютную звездную величину —18.25 в g-диапазоне и максимальную болометрическую светимость на уровне 32.4 триллиона эрг/с. Это делает данное приливное возмущение промежуточной светимости. Весит сверхмассивная черная дыра как 1 миллион Солнц.

Согласно исследованию, AT 2023clx достигла своего пика за 10,4 дня, что делает ее самой быстрорастущей TDE, известной на сегодняшний день. Астрономы предполагают, что такое быстрое увеличение было вызвано разрушением очень малой звезды (менее 0,1 массы Солнца) с параметром столкновения примерно 0,8.

Спектроскопия обнаружила медленно охлаждающийся голубой континуум, а также широкие линии Бальмера и гелия, которые обычно наблюдаются при приливных взрывах. Линии медленно становятся более узкими со временем, когда их светимость падает, и это также обычно наблюдается в известных TDE.

Подытоживая результаты, исследователи отмечают, что AT 2023clx является результатом приливного распада звезды малой массы, малого радиуса, с низкой центральной концентрацией, близкой к полному распаду, но все же ниже критического значения. Они добавляют, что такой распад должен показывать более резкий подъем и меньший спад кривых блеска, чем другие распады звезд.